Часть III. ВОЗДЕЙСТВИЕ  ВИДОВ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА  СОСТОЯНИЕ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ

Раздел 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ  ВИДОВ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  СОСТОЯНИЕ  АТМОСФЕРНОГО  ВОЗДУХА

1.5. Транспорт

1.5.3. Мероприятия по снижению уровня негативного воздействия транспорта на окружающую среду

Контроль за работой предприятий транспортного комплекса в области проводится Управлением государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление).

В 2006 году Управлением проведено 979 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – владельцев автотранспортных средств, в ходе которых контролировалось соблюдение экологических требований.

Особое внимание при проверках было уделено следующим вопросам:

– назначение ответственных за соблюдение экологических требований на предприятиях из числа должностных лиц;

– организация работы контрольно-технических пунктов по диагностике топливной аппаратуры;

– наличие, исправность и применение газоаналитической аппаратуры;

– наличие и ведение журналов регистрации результатов измерений токсичности и дымности отработанных газов автомобилей.

Соблюдение нормативов выбросов вредных веществ для отработанных газов автомобилей – одно из основных мероприятий снижения токсичности автомобильных выбросов, постоянно возрастающее количество которых оказывает угрожающее влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха городов и, соответственно, на здоровье населения.

В ходе проведенных проверок у 438 владельцев автотранспорта (297 юридических лиц и 141 индивидуальный предприниматель) было выявлено 444 нарушения экологических требований.

Всего к административной ответственности привлечены 283 водителя, должностных лица автопредприятий и индивидуальных предпринимателей.

Основными причинами нарушений являются:

– отсутствие планов мероприятий по соблюдению экологических требований;

– отсутствие специалистов по контролю за выполнением природоохранных мероприятий, ответственность которых закреплена должностной инструкцией;

– пренебрежительное отношение к значимости вопросов экологической безопасности;

– низкий уровень квалификации индивидуальных предпринимателей в вопросах природоохранной деятельности;

– отсутствие систематического контроля со стороны ответственных должностных лиц за состоянием воздухоохранной работы, за выполнением работниками своих обязанностей;

– халатное отношение водителей к техническому состоянию автомобилей (самовольная регулировка узлов и агрегатов автомобиля без применения измерительных приборов, влияющих на содержание загрязняющих веществ);

– общее неудовлетворительное техническое состояние автомобилей в связи со значительными сроками эксплуатации транспортного средства;

– несоблюдение графиков проведения регламентных работ по техническому обслуживанию подвижного состава.

В целях уменьшения влияния автотранспорта на воздушную среду селитебных территорий для большегрузных и транзитных автомобилей построены и эксплуатируются объездные дороги в городах Новокузнецк, Кемерово, Осинники, Юрга, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий. Ведется строительство объездной дороги в городе Гурьевск. Для сельских населенных пунктов по направлению от города Кемерово до города Ленинск-Кузнецкий предусмотрено строительство дорог в объезд населенных пунктов Кемеровского, Крапивинского и Ленинск-Кузнецкого районов. В городе Калтан ведется переселение жителей, проживающих вблизи технологической дороги разреза «Караканский».

В городе Кемерово особенно высокой интенсивностью движения транспорта отличаются проспекты Ленина, Октябрьский, Ленинградский, Кузнецкий и улица Терешковой (мост через реку Томь). В связи с вводом в эксплуатацию моста через реку Томь (с проспекта Кузнецкого) значительно уменьшился поток автотранспорта и его негативное влияние на районы жилой застройки вдоль улицы Терешковой.

Улучшение экологического состояния в городах определяется также правильной организацией движения автотранспорта. Наибольший выброс вредных веществ происходит при торможении, разгоне, дополнительном маневрировании. Поэтому создание дорожных развязок, скоростных магистралей с сетью подземных переходов, правильная установка светофоров, регулирование движения по принципу «зеленой волны» во многом сокращают поступление в атмосферу вредных веществ от автомобильного транспорта.

Таким образом, экологическая обстановка, сложившаяся в 2006 году в Кемеровской области, определяется в первую очередь характером и масштабами воздействия промышленности (добывающей, обрабатывающей), транспорта, коммунального хозяйства и производства электроэнергии на окружающую природную среду.

Основной вклад в выбросы ЗВ в атмосферный воздух от стационарных источников вносят предприятия добычи полезных ископаемых – 52,3 %, предприятия обрабатывающих производств – 23,7 % (из них 20,1 % предприятия металлургического производства) и предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 19,8 %.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом масса выбросов ЗВ в атмосферный воздух увеличилась незначительно  – на 2,796 тыс. т (0,2 %).

Увеличение массы выбросов ЗВ в атмосферу произошло в основном за счет предприятий, добывающих полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых характеризуется высокой массой выбросов ЗВ в атмосферу (более 40 % составили выбросы пыли неорганической, с содержанием двуокиси кремния ниже 20 %, около 80 % каменноугольной пыли, выбросы метана – 99,8 %) и низкой степенью улавливания и обезвреживания вредных веществ (около 50 % против 74,2 % в среднем по России).

Суммарная масса выбросов ЗВ, попадающих в атмосферу от предприятий обрабатывающих производств (более 317, 757 тыс. т), на 84,7 % формируется в результате выбросов металлургического производства и производства готовых металлических изделий (269,165 тыс. т).

Выбросы предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды находятся на третьем месте по области и составляют 19,8 % (или 265,223 тыс. т).

Загрязнение воздушного бассейна Кемеровской области токсичными выбросами стационарных предприятий транспорта и передвижных источников транспорта чрезвычайно велико – масса выбросов ЗВ транспорта составляет примерно четвертую часть от всех других вредных выбросов в атмосферу.

Доминирующими в выбросах ЗВ в атмосферу являются газообразные и жидкие ЗВ, из которых большая часть приходится на оксид углерода – 207,394 тыс. т (54,4 % от количества выбрасываемого оксида углерода в целом по области).