Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  И  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 1. ПРИРОДООХРАННОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

1.2. Обращения и представления Совета народных депутатов Кемеровской области в центральные органы власти; проекты федеральных законов

В Государственную думу Федерального собрания и Правительству Российской Федерации за 2006 год подготовлены и направлены:

·                  Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкову и Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б. В. Грызлову о необходимости скорейшего принятия федеральных законов «О рекультивации нарушенных земель» и «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» (Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 29.03.2006 № 1546).

Кемеровская область является крупнейшим территориально-производственным комплексом в составе Сибирского федерального округа, где сосредоточено около 35 процентов основных производственных фондов Западной Сибири.

В результате проведения горных работ в Кемеровской области нарушено и выведено из оборота более 60 тыс. га плодородных земель. С 1998 года в Кемеровской области запущено в эксплуатацию более 10 новых шахт и 14 угольных разрезов. При таких темпах наращивания объемов, по прогнозам, в 2010 году добыча угля может составить 200–220 млн т.

Экологическая ситуация в Кемеровской области в первую очередь определяется сильным загрязнением земель, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых. В связи с активным освоением угольных месторождений уровень экологически допустимого воздействия на земли превышен, и существует реальная угроза необратимого техногенного загрязнения биогеоценоза. Рост промышленного производства, и в частности угледобычи, не сопровождается пропорциональным ростом природоохранных мероприятий. Из всего объема нарушенных земель к 2005 году в Кузбассе рекультивировано всего 21 тыс. га. С учетом преобладания в регионе горно-добывающей промышленности возникает острая необходимость в увеличении темпов восстановления нарушенных земель – рекультивации. Выполнение этой задачи в полном и достаточном объеме требует создания действенной правовой основы.

Скорейшее принятие федеральных законов «О рекультивации нарушенных земель» и «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» создаст правовые основы государственного регулирования деятельности в области охраны земель как компонента природной среды, обеспечит единство требований земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, будет способствовать совершенствованию правового механизма защиты законных прав собственников земли с одновременным повышением их ответственности за нарушение требований по охране почв и земель в целом. Это позволит предотвратить дальнейшую деградацию и загрязнение земель и обеспечит реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Обращение Совета народных депутатов Кемеровской области поддержали более половины регионов Российской Федерации.

В результате этого обращения проект Федерального закона № 216152-3 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» был включен в план Государственной думы для рассмотрения в декабре 2006 года.

 

·                  Обращение к Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б. В. Грызлову о необходимости скорейшего принятия Федерального закона «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» (Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 01.11.2006 № 1871).

В начале октября 2006 года в Новокузнецке состоялась Коллегия Администрации Кемеровской области, посвященная проблемам экологии города.

Экологическая ситуация в Кемеровской области в первую очередь определяется сильным загрязнением земель, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых. Особую лепту в загрязнение окружающей среды вносят предприятия металлургической и химической промышленности, построенные в военное время и оказавшиеся сегодня в жилых секторах городов. Вследствие физического и химического выветривания горных пород, выбросов в атмосферу, сбросов и накопления отходов промышленных предприятий в окружающую среду попадает большой спектр загрязняющих веществ. Это прежде всего соли тяжелых металлов, бенз(а)пирен и фенолы, аммиак, диоксид азота и другие токсичные вещества. Перенос их на значительные расстояния превращает локальное загрязнение окружающей среды в региональное.

Наряду со многими нерешенными социальными проблемами ухудшение экологической обстановки является одним из главных факторов сокращения продолжительности жизни населения Кемеровской области. Смертность населения за последние 5 лет увеличилась на 22 процента и составила в 2004 году 17,9 случая на 1000 населения против 16,0 по России и 15,9 – по Сибирскому федеральному округу.

С учетом преобладания в регионе горно-добывающей, металлургической, химической промышленности и предприятий энергетики возникает острая необходимость введения особого режима управления территориями, на которых сконцентрированы промышленные предприятия и максимально велико негативное воздействие их на окружающую среду. Выполнение этой задачи в полном и достаточном объеме требует создания действенной правовой основы.

Принятие закона позволит предотвратить дальнейшую деградацию природной среды и обеспечит реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Обращение Совета народных депутатов Кемеровской области поддержали многие регионы Российской Федерации. В результате данного обращения проект Федерального закона № 115008-3 «О зонах экологического бедствия» был включен в план Государственной думы для рассмотрения в декабре 2006 года.

 

·                  Проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.06.2006 № 1738).

Разработка проекта была обусловлена необходимостью конкретизации прав субъектов Российской Федерации по организации и обеспечению охраны лесов. В настоящее время при разграничении полномочий между органами государственной власти лесники практически лишены своих полномочий по охране лесов. Они не имеют права задерживать, составлять протоколы и штрафовать нарушителей. В то же время лесники, как и прежде, должны отвечать за сохранность леса. В результате такой реформы в лесу остался бесправный, лишенный полномочий лесник и еще не созданная, а только декларированная лесная охрана Росприроднадзора.

Сложившаяся ситуация способствует массовым незаконным рубкам и поджогам, что наносит непоправимый ущерб лесному хозяйству и государству. Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ внес изменения в Лесной кодекс и значительно расширил полномочия субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства, однако в Законе неясно изложена позиция по организации и обеспечению охраны лесов.

Законопроектом вносятся изменения в статьи 47, 77, 78 Лесного кодекса Российской Федерации, касающиеся организации и осуществления лесной охраны на региональном уровне. Внесенные изменения позволят вернуть полномочия по лесной охране лесникам и на региональном уровне организовать создание лесной охраны.

Принятие данного закона будет способствовать обеспечению сохранности лесов.

Законопроект был поддержан многими регионами Российской Федерации.

Несмотря на отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, основные положения законопроекта вошли в новую редакцию Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ (статьи 81, 82, 83).