Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  И  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

3.1. Классификация налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами

Экономическое регулирование природоохранной деятельности определяет организационно-финансовое и правовое обеспечение системы экологической безопасности. Оно направлено на стимулирование у пользователей природными ресурсами бережного отношения к природным богатствам, на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Согласно статье 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 18.12.2006) к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

– разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

– разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

– разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства, на потребление и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

– проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

– проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

– предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

– возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

– иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В истекшем году было принято несколько законодательных актов, вступающих в силу непосредственно в 2006 году и корректирующих порядок исчисления, взимания и контроль поступления отдельных налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи).

К числу таких актов следует отнести, в частности, Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (ред. от 01.12.2006) (далее – ФЗ № 189-ФЗ), который содержит нормы индексации ставок отдельных видов ресурсных платежей, Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий порядок зачисления платежей в бюджеты разного уровня.

Информация о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в 2006 году предоставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (УФНС России по Кемеровской области), Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области (Ростехнадзор). Эта информация дана в табл. 3.1 в сравнении с плановыми цифрами, установленными законодательством о бюджете на 2006 год (Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», закон Кемеровской области от 04.12.2006 № 150-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год, закон Кемеровской области от 04.06.2007 № 64-ОЗ «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2006  год») и в сравнении с аналогичными плановыми цифрами, установленными законодательством о бюджете на 2007 год.

 

Таблица 3.1

Налоги, сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами

Вид платежей,
налогов и сборов,
%

2006

План поступлений на 2007 год (установленный законодательством о бюджете на 2007г.)

План поступлений (установленный законодательством о бюджете на 2006г.)

Поступления

 

% выполнения плана поступлений

Всего, в том числе:

4 256 773

4 884 870

-

4 442 038

федеральный бюджет

1 564 185

2 124 048

-

1 637 433

 бюджет субъекта РФ

2 442 588

2 514 497

102,9

2 550 137

 местный бюджет

250 000

246 325

98,5

254 468

Налог на добычу полезных ископаемых, всего, в том числе:

3 623 148

3 741 758

103,3

3 796 439

 федеральный бюджет

1 438 675

1 484 915

103,2

1 509 599

 бюджет субъекта РФ

2 184 473

2 255 843

103,3

2 286 840

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, всего, в том числе:

26 461

28471

107,6

22441

бюджет субъекта РФ (100 %)

26 461

28 471

107,6

22 441

Налог на добычу прочих полезных ископаемых, всего, в том числе:

4 663 278

3 712 287

79,6

3773998

 федеральный бюджет (40 %)

1 438 675

1 484 915

103,2

1 509 599

 бюджет субъекта РФ (60 %)

2158012

2227372

103,2

2264399

Водный налог, всего, в том числе:

-

511 938

-

-

 федеральный бюджет (100 %)

 

511 938

 

 

Сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов, всего, в том числе:

430

459

-

667

 федеральный бюджет

-

12

-

-

 бюджет субъекта РФ

430

447

103,9

667

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам), всего, в том числе

-

12

-

-

 федеральный бюджет(100 %)

-

12

-

-

Сборы за пользование объектами животного мира, всего, в том числе:

430

447

103,9

667

бюджет субъекта РФ (100 %)

430

447

103,9

667

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, всего, в том числе:

625 000

612 385

98,0

636 170

 федеральный бюджет (20 %)

125 000

122 477

98,0

127 234

 бюджет субъекта РФ (40 %)

250 000

244 954

98,0

254 468

 местный бюджет (40 %)

250 000

244 954

98,0

254 468

Платежи при пользовании недрами, всего, в том числе:

3710

5485

147,8

2750

федеральный бюджет

510

509

99,8

600

бюджет субъекта РФ

3200

4976

155,5

2150

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории РФ по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, всего, в том числе:

2000

3508

175,4

1000

 бюджет субъекта РФ (100 %)

2000

3508

175,4

1000

Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории РФ, всего, в том числе:

1275

1272

99,8

1500

федеральный бюджет (40 %)

510

509

99,8

600

бюджет субъекта РФ (60 %)

765

763

99,7

900

Прочие платежи при пользовании недрами, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, всего, в том числе:

435

705

162,1

250

бюджет субъекта РФ (100 %)

435

705

162,5

250

Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий, всего, в том числе:

4485

6392

142,5

6012

бюджет субъекта РФ

4485

6392

142,5

6012

Лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, всего, в том числе:

3200

4588

143,4

4862

 бюджет субъекта РФ (100 %)

3200

4588

143,4

4862

Арендная плата за пользованием лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, всего, в том числе

785

788

100,4

600

 бюджет субъекта РФ (100 %)

785

788

100,4

600

Прочие доходы от использования лесного фонда РФ и лесов иных категорий, всего, в том числе

500

1016

203,2

550

 бюджет субъекта РФ (100 %)

500

1016

203,2

550

Отмененные налоги и сборы за пользование природными ресурсами, всего, в том числе:

-

7453

-

-

 федеральный бюджет

-

4197

-

-

 областной бюджет

-

1885

-

-

 местный бюджет

-

1371

-

-

Динамика поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет области в разрезе административных территорий представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Поступление в бюджет области платежей за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. р.

Структура поступления основных платежей в бюджет Кемеровской области за пользование природными ресурсами приведена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Структура поступления основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской области в 2006 году, тыс. р.