Часть VI. Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 3.1. Классификация налогов, сборов и других платежей
за пользование природными ресурсами
Экономическое
регулирование природоохранной деятельности определяет организационно-финансовое
и правовое обеспечение системы экологической безопасности. Оно направлено на
стимулирование у пользователей природными ресурсами бережного отношения к
природным богатствам, на снижение негативного воздействия хозяйственной
деятельности на окружающую среду.
Согласно статье 14
Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(ред. от 18.12.2006) к методам экономического регулирования в области охраны
окружающей среды относятся: – разработка
государственных прогнозов социально-экономического развития на основе
экологических прогнозов; – разработка федеральных
программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых
программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; – разработка и
проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения
причинения вреда окружающей среде; – установление платы за
негативное воздействие на окружающую среду; – установление лимитов
на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на
размещение отходов производства, на потребление и другие виды негативного
воздействия на окружающую среду; – проведение
экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; – проведение
экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду; – предоставление
налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий,
нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке
отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей
среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; – поддержка
предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе
экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; – возмещение в
установленном порядке вреда окружающей среде; – иные методы
экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению
охраны окружающей среды.
В истекшем году было
принято несколько законодательных актов, вступающих в силу непосредственно в
2006 году и корректирующих порядок исчисления, взимания и контроль
поступления отдельных налогов, сборов и других платежей за пользование
природными ресурсами (ресурсные платежи).
К числу таких актов
следует отнести, в частности, Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2006 год» (ред. от 01.12.2006) (далее – ФЗ
№ 189-ФЗ), который содержит нормы индексации ставок отдельных видов
ресурсных платежей, Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий
порядок зачисления платежей в бюджеты разного уровня.
Информация о поступлении
платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в
2006 году предоставлена Управлением Федеральной налоговой службы по
Кемеровской области (УФНС России по Кемеровской области), Управлением по
технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
по Кемеровской области (Ростехнадзор). Эта информация дана в табл. 3.1 в сравнении с плановыми
цифрами, установленными законодательством о бюджете на 2006 год
(Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на
2006 год», закон Кемеровской области от 04.12.2006 № 150-ОЗ «Об
областном бюджете на 2006 год, закон Кемеровской области от 04.06.2007
№ 64-ОЗ «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2006
год») и в сравнении с аналогичными плановыми цифрами, установленными
законодательством о бюджете на 2007 год. Таблица 3.1 Налоги, сборы и другие
платежи за пользование природными ресурсами
Динамика поступлений
платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет области в
разрезе административных территорий представлена на рис. 3.1.
Рис.
3.1. Поступление в бюджет области платежей за негативное воздействие на
окружающую среду, тыс. р.
Структура поступления
основных платежей в бюджет Кемеровской области за пользование природными
ресурсами приведена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Структура поступления основных платежей за
пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской области в 2006 году, тыс.
р. |