Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  И  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  КОНТРОЛЬ  И  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ  ЗА  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  И  ОХРАНОЙ  ОТДЕЛЬНЫХ  ВИДОВ  ПРИРОДНЫХ  РЕСУРСОВ

4.2. Федеральный государственный экологический контроль

На территории Кемеровской области, по отчетным данным, на 01.01.2006 зарегистрировано 1507 предприятий, осуществляющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, и 1467 предприятий, при эксплуатации которых образуются отходы производства и потребления. Общее количество предприятий – плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет 5050.

В 2006 году, в соответствии с поручением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проведена работа по формированию перечня объектов негативного воздействия, подлежащих государственному экологическому контролю на территории Кемеровской области, с разделением их на объекты федерального и регионального уровня. Согласно составленному перечню на территории Кемеровской области находятся 380 объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В целях обеспечения взаимодействия по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Администрацией Кемеровской области подписано Соглашение и подготовлен регламент взаимодействия между Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области и департаментом природных ресурсов и экологии Администрации Кемеровской области.

При осуществлении деятельности по государственному экологическому контролю Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области взаимодействовало с Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области, департаментом природных ресурсов и экологии Администрации Кемеровской области, отделами охраны окружающей среды администраций городов Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Прокопьевск, Осинники. Основным направлением взаимодействия является применение государственными инспекторами мер административного воздействия по результатам проверок, проводимых специалистами управлений и отделов охраны окружающей среды администраций городских округов.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 07.10.2005 № 712 организовано взаимодействие с Центром лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) путем привлечения специалистов ЦЛАТИ к участию в проверках, проводимых государственными инспекторами.

В 2006 году государственными инспекторами Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области проведено 278 мероприятий, связанных с осуществлением государственного экологического контроля и надзора, в том числе: 169 (61 %) – проверка объектов; 42 (15 %) – участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов; 67 (24 %) – принятие мер административного воздействия по постановлению органов прокуратуры и на основании проверок, проведенных специалистами отделов охраны окружающей среды администраций городов.

Из 169 проверок 82 проверки (48 %) выполнены во исполнение годового плана, 87 (52 %) – в связи с обращениями граждан, юридических лиц, местных органов власти и по требованию прокуратур.

В 2006 году, в рамках осуществления государственного экологического контроля, проверено 245 природопользователей, что на 24 % больше, чем в 2005 году.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. В 2006 году государственными инспекторами Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области проверено 244 учетные единицы контроля (в 2005 году – 120, то есть в два раза больше). Выявлено 80 правонарушений, выдано 79 предписаний, предъявлено штрафов на общую сумму 267,0 тыс. р., из них взыскано 265,0 тыс. р. В сравнении с 2005 годом на 82 % уменьшилось количество правонарушений, связанных с природопользованием без разрешительных (правоустанавливающих) документов, но на 48 % увеличилось нарушений, связанных с несоблюдением условий (требований), установленных в разрешительной документации.

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления. В 2006 году государственными инспекторами Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области проверено 244 учетные единицы контроля (в 2005 году – 124, что на 97 % больше). Выявлено 88 правонарушений, выдано 128 предписаний, предъявлено штрафов на общую сумму 529,0 тыс. р., из них взыскано 525,0 тыс. р. В сравнении с 2005 годом количество привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления увеличилось на 13 %.

Государственный контроль за исполнением законодательства об экологической экспертизе. В 2006 году государственными инспекторами Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области проверено 19 объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При этом выявлено 34 правонарушения, в том числе реализация 29 проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе, но не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, и осуществление на пяти объектах деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. По выявленным нарушениям предъявлено штрафов на общую сумму 1877,0 тыс. р., из них взыскано 1677,0 тыс. р. В сравнении с 2005 годом количество привлеченных к административной ответственности за неисполнение законодательства об экологической экспертизе увеличилось на 6 %, а сумма штрафов – в 2,3 раза.

Государственный контроль за соблюдением общих экологических требований. В 2006 году государственными инспекторами Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области проверена 251  учетная единица контроля, в том числе при эксплуатации 209 объектов и при вводе в эксплуатацию 42 объектов. При проведении контрольных мероприятий выявлено 169 правонарушений, выдано 160 предписаний, предъявлено штрафов на общую сумму 1232,0 тыс. р., из них взыскано 1097,0 тыс. р. В сравнении с 2005 годом количество привлеченных к административной ответственности по этим основаниям увеличилось на 64 %, в основном за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Общие сведения о выявленных правонарушениях в результате мероприятий по федеральному государственному экологическому контролю представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Сведения о выявленных правонарушениях в результате мероприятий по федеральному государственному экологическому контролю

п/п

Состав правонарушений

Количество выявленных правонарушений

Сумма назначенного административного штрафа, тыс. р.

2005

2006

2005

2006

Всего, в том числе:

173

138

1746,7

3905

1.

Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов

19

17

72,5

273,0

2.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

40

44

99,2

529,0

3.

Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

39

34

905,5

1665,0

4.

Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

5

4

59,0

212,0

5.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию

8

2

29,0

12,0

6.

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления

1

 

3,0

 

7.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

32

9

346,0

236,0

8.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

17

4

210,0

13,0

9.

Нарушения правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и для контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

6

7

16,0

18,0

10.

Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации

5

 

2,5

 

11.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

 

17

 

947,0

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:

– порядка использования и охраны водных объектов;

– лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

– стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

– режима использования территорий водоохранных зон;

– иных требований водного законодательства Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственный региональный контроль).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области, является Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.07.2006 № 154 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного экологического контроля, государственного контроля за использованием и охраной водных объектов» организационно-техническое обеспечение работ по осуществлению мероприятий по государственному контролю за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному контролю, было возложено на департамент природных ресурсов и экологии Администрации Кемеровской области.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в 2006 году было проверено 123 предприятия-водопользователя и 52 водоохранные зоны водных объектов. В результате проверок было выявлено 308 нарушений водного законодательства (302 нарушения в 2005 году). Основными нарушениями водного законодательства являются:

– безлицензионное (самовольное) пользование водными объектами – 55;

– несоблюдение порядка предоставления земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах – 6;

– несоблюдение режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос – 25;

– превышение нормативов ПДС вредных веществ в водные объекты – 58;

– несоблюдение правил эксплуатации водохозяйственных и иных сооружений и средств водоучета – 46;

– невыполнение предписаний органов контроля – 7;

– другие нарушения – 111.

В отношении нарушителей было возбуждено и рассмотрено 112 дел об административных правонарушениях (в 2005 году – 83 дела), в том числе в отношении юридических лиц – 60, должностных – 50, физических – 2. Сумма наложенных административных штрафов за 2006 год составила 1468,0 тыс. р. против 883,5 тыс. р. в 2005 году. Взыскано штрафов 1034,0 тыс. р. Кроме этого, было рассмотрено 88 дел об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры.

С целью устранения выявленных нарушений предприятиям-водопользователям было выдано 43 предписания, материалы по трем предприятиям-водопользователям переданы в правоохранительные органы для правовой оценки.

В течение 2006 года было устранено 156 нарушений, выполнено 41 предписание.

В 2006 году были проведены проверки в отношении таких крупных предприятий-водопользователей, как ЗАО «Водоканал» города Новокузнецк, ЗАО «Распадская» городаМеждуреченск, ООО «Угольная компания “Прокопьевскуголь”» города Прокопьевск.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области совместно с департаментом природных ресурсов и экологии Администрации Кемеровской области и Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области проводилась проверка порядка отвода земельных участков и соблюдение режима использования земельных участков в водоохранной зоне и прибрежной полосе Беловского водохранилища. Из 53 объектов, расположенных в водоохранной зоне, на пять объектов не оформлен отвод земельных участков – материалы проверки на них были переданы в правоохранительные органы для правовой оценки. Более половины объектов при использовании земельного отвода в прибрежной полосе не имели лицензий и договоров на право пользования водным объектом.

Государственный контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Государственный контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (ГТС) на территории Кемеровской области, кроме гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, судоходных гидротехнических сооружений, возложен на Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.

В 2006 году проверено 17 собственников (эксплуатирующих организаций) ГТС. Было выявлено 76 нарушений требований Федерального закона от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», основные из которых – нарушение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, отсутствие проведения регулярных обследований гидротехнических сооружений, отсутствие служб эксплуатации гидротехнических сооружений, отсутствие деклараций безопасности гидротехнических сооружений, недостаточное финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечению их безопасности.

При проверке было выявлено три бесхозяйных объекта.

По результатам проверок было выдано девять предписаний, возбуждено и рассмотрено шесть дел об административных правонарушениях. Привлечено к административной ответственности три юридических лица. Сумма наложенных административных штрафов за 2006 год составила 80,0 тыс. р., взыскано 20 тыс. р.

В течение 2006 года было устранено четыре нарушения, выполнено два предписания.

Государственный контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Задачей государственного контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Государственный контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществлялся отделом надзора в сфере лесного хозяйства, землепользования и охраны окружающей природной среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.

За 2006 год было проведено 104 проверки в отношении природопользователей (в 2005 году – 100), из них плановые – 57, внеплановые – 47 (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Динамика проведенных проверок и выявленных нарушений

В результате проверок было выявлено 92 нарушения (в 2005 году – 92), из которых основными являются:

– незаконная рубка общей площадью 108,44 га, объемом 5,9875 тыс. м3, при этом стоимость незаконно вырубленной древесины составила 10 038 тыс. р.;

– нарушение правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, в том числе по главному пользованию – в четырех случаях, по промежуточному пользованию – в четырех случаях;

– нарушение правил пожарной безопасности;

– нарушение санитарных правил в лесах РФ;

– несоблюдение условий и требований, указанных в лесорубочном билете;

– самовольное занятие участков земель лесного фонда;

– другие нарушения.

По выявленным нарушениям было возбуждено и рассмотрено 40 дел об административной ответственности, привлечено к административной ответственности 64 лица (в 2005 году – 9), в том числе юридических – 14, должностных – 36, физических – 14 (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Меры административного воздействия в динамике

Сумма наложенных административных штрафов за 2006 год составила 415,5 тыс. р. (в 2005 году – 38 тыс. р.), в том числе на юридических лиц – 297,0 тыс. р., на должностных – 98,5 тыс. р., на физических –20,0 тыс. р. Взыскано штрафов 311,0 тыс. р.

В 2006 году было выдано 22 предписания, направлено два дела для принятия мер в органы МВД, два  – в органы прокуратуры.

В течение 2006 года было устранено 56 нарушений, выполнено 17 предписаний.

В соответствии с действующим законодательством охрана лесов возложена на Росприроднадзор и его территориальные органы, в том числе Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.

Постановлением Правительства РФ от 20.03.2006 № 150 утверждено «Положение о государственной лесной охране Российской Федерации». Государственная лесная охрана Российской Федерации создана при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. В связи с этим функции государственной лесной охраны осуществлялись отделом надзора в сфере лесного хозяйства, землепользования и охраны окружающей природной среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области при проведении плановых проверок лесопользователей и путем проведения внеплановых проверок по обращениям лесхозов, правоохранительных органов, органов государственной и муниципальной власти и граждан.

Одно из основных направлений работы отдела надзора в сфере лесного хозяйства, землепользования и охраны окружающей природной среды – осуществление функции пожарного надзора в лесном фонде.

В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2006 года Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области были заключены соглашения о взаимодействии на пожароопасный сезон 2006 года с Агентством лесного хозяйства по Кемеровской области, с государственным учреждением Кемеровской области «Кемеровское управление лесами», с Военным лесничеством, с Администрацией Кемеровской области, с ГУВД по Кемеровской области, с Главным управлением ГО и ЧС по Кемеровской области.

В I-II кварталах 2006 года проводились проверки по подготовке к пожароопасному сезону двух особо охраняемых природных территорий федерального значения (ГУ «Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау”» и ГУ «Шорский национальный парк»), более 20 лесхозов Агентства лесного хозяйства по Кемеровской области и ГУ Кемеровской области «Кемеровское управление лесами».

По результатам проверок были применены меры административного воздействия к должностным лицам ООО НПО «Аверс», ГУ Кемеровской области «Кемеровское управление лесами», ФГУ «Чебулинский лесхоз», ООО Компания «Кедр», филиал ОАО «Кузбассэнерго» «Северные электрические сети» и др.

В рамках совместной деятельности с другими контрольными и надзорными органами (мобильные группы) по обеспечению соблюдения лесного законодательства в 2006 году совместно с ОБЭП и УБЭП ГУВД Кемеровской области были проведены два вертолетных облета, четыре выезда наземным транспортом.

Государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. На территории Кемеровской области функционируют две особо охраняемые территории федерального значения: ГУ «Шорский национальный парк», ГУ «Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау”».

Были проведены две внеплановые проверки по подготовке к пожароопасному сезону ГУ «Шорский национальный парк» и ГУ «Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау”».

ГУ «Шорский национальный парк» и ГУ «Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау”» своевременно провели комплекс мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду с учетом требований Правил пожарной безопасности в лесах РФ. За пожароопасный период 2006 года возгораний на территориях национального парка и заповедника не зафиксировано.

По данным отчета ГУ «Шорский национальный парк» за 2006 год, представленного в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, инспекционным подразделением парка было выявлено 59 нарушений, в том числе два факта незаконной охоты, 25 фактов незаконного рыболовства. По результатам контроля было возбуждено и рассмотрено 59 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 58 лиц, в том числе 6 – должностных, 52 – юридических. Наложено штрафов на сумму 57,2 тыс. р., взыскано 50,3 тыс. р.

Государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществлялся отделом по надзору в сфере недропользования Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области была выполнена стратегическая задача, поставленная Федеральной службой в сфере недропользования: в 2006 году закончить проверку всех 28 геологоразведочных предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории Кемеровской области, и проверку выполнения предприятиями условий соглашений по всем лицензиям на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи твердых полезных ископаемых.

Отделом надзора в сфере недропользования в 2006 году было запланировано и проведено в полном объеме 99 проверок предприятий-недропользователей, из них: комплексных – 97, целевых – 2. Кроме этого, по требованиям органов прокуратуры, органов внутренних дел, по обращениям граждан была дополнительно проведена 51 проверка, из них комплексных – 32, целевых – 19.

Наиболее крупными предприятиями-недропользователями, в отношении которых проводились проверки, являются ООО «Угольная компания “Прокопьевскуголь”» с входящими в состав компании шестью шахтами и тремя обогатительными фабриками и ОАО «Угольная компания “Кузбассразрезуголь” с ее филиалами (11 угольных разрезов и восемь прочих предприятий).

В ходе проведенных проверок государственными инспекторами отдела было выявлено 442 нарушения, в том числе безлицензионное (самовольное) пользование недрами – 57, невыполнение условий лицензионных соглашений – 101, невыполнение уровня добычи – 13, нарушение стандартов ведения работ – 71 и другие нарушения (рис. 4.3).

Рис.4.3. Виды нарушений, выявленных на объектах недропользования

В отношении нарушителей было возбуждено и рассмотрено 127 дел об административных правонарушениях (63 дела в 2005 году), в том числе в отношении юридических лиц – 67, должностных – 58, физических – 2. Сумма наложенных административных штрафов за 2006 год составила 2074,5 тыс. р. против 858 тыс. р. в 2005 году (рис. 4.4). Взыскано штрафов 1908,5 тыс. р.

Рис. 4.4. Меры административного воздействия в динамике

С целью устранения выявленных нарушений предприятиям-недропользователям было выдано 59 предписаний.

В течение 2006 года было устранено 305 нарушений, выполнено 45 предписаний.

Материалы проверок в отношении ООО «Шахта им. Дзержинского» и ООО «Прокопьевский завод резиновых изделий» переданы в органы прокуратуры для правовой оценки деятельности данных предприятий.

Материалы проверок в отношении ООО «Разрез Черемшанский», ОАО «Разрез Новоказанский Западный», ООО «Шахта им. Дзержинского», ООО «Шахта Красногорская» направлены в Федеральное агентство по недропользованию с предложениями по досрочному прекращению права пользования недрами по четырем лицензиям.

В отношении ООО «Разрез Черемшанский» органами МВД по материалам Управления Росприроднадзора по Кемеровской области заведено уголовное дело по факту безлицензионной (самовольной) добычи каменного угля. Нанесен ущерб экономике области на сумму 28,8 млн р. В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию по представлению Управления Росприроднадзора по Кемеровской области с 26.09.2006 приостановлена деятельность ООО «Разрез Черемшанский».

Ежеквартально совместно с органами МВД Управление Росприроднадзора по Кемеровской области методом вертолетных облетов проводило мониторинг участков возможной самовольной добычи каменного угля. В 2006 году резко сократилось количество выявленных фактов самовольной (безлицензионной) добычи каменного угля – два против 16 в 2005 году.

В 2006 году устранено 305 выявленных нарушений, выполнено 45 предписаний органов государственного контроля.

Заметно меняется отношение угледобывающих предприятий к выполнению условий лицензий: такие крупные предприятия-недропользователи, как ОАО «Кокс», ОАО «ОУК “Южкузбассуголь”», за невыполнение хотя бы одного из условий лицензии принимают жесткие меры к ответственному за их исполнение инженерно-техническому работнику.