Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  И  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ЭКСПЕРТИЗА

Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) определено Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об охране окружающей среды».

Основным законодательным актом в части организации и проведения экологической экспертизы является Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об экологической экспертизе».

Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 № 698, нормативными и методическими документами, регламентирующими ее проведение.

Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 (ред. от 23.12.2005, с изм. от 27.03.2006) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 (ред. от 30.06.2006) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлена структура государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Организацию и проведение государственной экологической экспертизы в порядке, определяемом законодательством и Правительством Российской Федерации, осуществляют Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области (Ростехнадзор) и Управление Росприроднадзора по Кемеровской области (Росприроднадзор).

Объектами проведения государственной экологической экспертизы являются: технико-экономические обоснования проектов; областные целевые программы; нормативно-правовые акты; материалы комплексных экологических обследований участков территорий, обосновывающих придание статуса особо охраняемых природных территорий и т. д.

Отделом государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Кемеровской области в 2006 году была организована и проведена государственная экологическая экспертиза по 384 объектам, в том числе из общего числа проведенных экспертиз 35 объектов (9,1 %) были проведены по категории «сложные». Краткий перечень наиболее значимых объектов, относящихся к категории «сложные», и результатов проведения экспертизы представлен в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Краткий перечень наиболее значимых объектов, относящихся
к категории «сложные», и результатов проведения экспертизы

Наименование объекта

Вид заключения

ОВОС к акту выбора площадок шахты ОАО Разрез «Ольжерасский»

Положительное

Проект организации и ведения лесного хозяйства Чебулинского лесхоза

Положительное

ОВОС к акту выбора земельного участка под размещение промплощадки вертикального ствола шахты «Сибиргинская»

Положительное

Экологическое обоснование освоения участка недр «Шахта Распадская-2» Распадского каменноугольного месторождения

Положительное

Генеральный план. Спортивно-туристический комплекс «Шерегеш» Таштагольского района Кемеровской области. Сектор «Е».

Положительное

Генеральный план. Спортивно-туристический комплекс «Шерегеш» Таштагольского района Кемеровской области. Сектор «А».

Положительное

Рабочий проект «Организация и ведение хозяйства в защитных лесонасаждениях Новокузнецкого производственного участка (ПЧЛУ-2) Топкинской дистанции защитных лесонасаждений (ПЧЛ-4)»

Отрицательное

Материалы землеотводного дела, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные для разработки месторождения россыпного золота драгой № 310 на р. Мрассу

Отрицательное

Материалы землеотводного дела, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные для разработки месторождения россыпного золота действующей драгой № 317 на р. Б. Коура

Отрицательное

ОВОС к акту выбора площадок отработки участков Глушинский и Латышевский ООО «Ровер»

Отрицательное

Из общего числа проведенных экологических экспертиз 16 проектов (4,2 %) отправлено на доработку в результате отрицательной оценки комиссии. Основными претензиями к материалам, получившим отрицательное заключение ГЭЭ, являются:

– отсутствие данных по экспликации земель, на которых намечается размещение объекта и воздействие на земельные ресурсы в процессе заявленной деятельности;

– необоснованность испрашиваемых площадей;

– отсутствие мероприятий, связанных с проведением рекультивации земель;

– отсутствие мероприятий по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почв;

– отсутствие геологических, гидрогеологических и гидрологических характеристик, необходимых для проектирования нарушенных земель, форм и параметров нарушений на начало проектирования;

– отсутствие расчета ущерба и убытков земельным ресурсам;

– отсутствие предложений по проведению экологического мониторинга;

– несоответствие выставленных технических условий органов контроля и надзора к принимаемым техническим решениям;

– отсутствие данных о возможности приема сточных вод владельцами очистных сооружений;

– несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям при организации санитарно-защитной зоны;

– отсутствие оценки воздействия на подземные воды;

– несоответствие проектов ликвидации буровых скважин и горных выработок правилам ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения;

– отсутствие данных общественного мнения.

Основной процент поступающих на государственную экологическую экспертизу объектов составили материалы выбора площадок под строительство, реконструкцию объектов малого бизнеса, проекты рекультивации земель, проекты лесоустройства, проекты на проведение разведочных и поисковых работ, а также материалы, обосновывающие получение лицензии на добычу полезных ископаемых.

Основным недостатком материалов, связанных с использованием полезных ископаемых, является то, что объект рассматривается как точечный, оценка воздействия на окружающую среду проводилась для минимальной зоны воздействия, с расчетом локального ущерба, практически только в точке размещения объекта, без учета развития территории в целом.

Чаще всего при проведении экологической экспертизы выяснялось, что предпроектная стадия проработки альтернативных вариантов реализации объекта (по месту размещения объекта и инженерной инфраструктуры, по способам производства и утилизации отходов, по аккумуляции воздействия и т.п.) не выполнялась, что в значительной степени ограничило процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду.

По результатам проведения экологической экспертизы материалов, связанных с разработкой месторождения или расширением действующих предприятий, можно выделить основные вопросы, по которым не в полном объеме были представлены материалы или относительно поверхностно проработаны технические решения, связанные с воздействием намечаемой деятельности на окружающую среду. Так, например:

– в случае близкого расположения жилья – перенос его на новое место со строительством полного набора объектов инфраструктуры;

– максимальное использование ранее нарушенных горными работами земельных участков для размещения проектируемых породных отвалов;

– предоставление участков под проектирование промплощадок на уже нарушенных территориях с предварительным проведением на них рекультивационных работ;

– максимальное использование очищенных сточных вод для нужд производства с исключением как водопотребления, так и сброса неочищенных (или недостаточно очищенных) сточных вод в поверхностные водные объекты;

– обоснование принятия решений по использованию очистных сооружений близлежащих действующих или уже ликвидированных предприятий с учетом их фактического эксплуатационного состояния и возможности принятия дополнительных объемов;

– разработка в проектах современных сопутствующих производств, связанных с попутным извлечением полезных компонентов из углей, с использованием вскрышных пород в качестве строительных материалов (например, при производстве кирпича, керамзита, заполнителя при изготовлении легких бетонов, в дорожном строительстве), а также с переработкой собственных отходов с целью их утилизации;

– проработка в проектах таких технических решений, как насыщение кислородом стоков в прудах-отстойниках до их сброса в реку;

– не применяются в проектах более экологически эффективные блочные разработки с внутренним отвалообразованием вскрышных пород с целью уменьшения землеемкости открытых горных работ, уменьшения затрат на рекультивацию, сокращения подвижных источников загрязнения (автосамосвалов), а также пылеобразующих площадок, откосов уступов и отвалов.

Во многих проектах предусматривается ведение локального мониторинга только в пределах границ земельного отвода объекта, реже – в пределах границ санитарно-защитной зоны, и практически отсутствует в пределах данного района. Зачастую отсутствуют разделы по рекультивации нарушенных территорий, по охране животного и растительного мира, не предусмотрены затраты на возмещение вреда окружающей среде.

Предложением, направленным на повышение эффективности проведения государственной экологической экспертизы характерных для Кемеровской области объектов недропользования, может служить обращение в Министерство природных ресурсов о разработке таких методических документов, как:

– регламент проведения государственной экологической экспертизы материалов лицензирования объектов недропользования, водопользования;

– регламент проведения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации;

– внесение дополнений и изменений в методические документы по формированию перечня предложений по включению участков недр в Программу лицензирования, где на самом первом этапе определить требования о необходимости учета не только экономических потребностей региона (страны) в полезном ископаемом, но и экологическое состояние территории, возможности использования существующей инфраструктуры в районе размещения объекта (наличие транспортной сети, возможности энергетического обеспечения и т.д.), о необходимости учета общественного мнения населения, чьи интересы могут быть затронуты в результате реализации данной программы.

Отделом государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области за отчетный период рассмотрено 724 заявки на проведение государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации, из них:

– выдано 321 положительное заключение и 7 отрицательных заключений;

– отклонено 296 проектов (283 проекта  в связи с некомплектностью материалов и 13 проектов в связи с неоплатой);

– даны ответы по запросам природоохранной прокуратуры, органов местного самоуправления, гражданам по вопросам, входящим в компетенцию отдела, по 62 объектам.

Из рассмотренных объектов 62 % составляют объекты сложные и средней сложности.

По результатам рассмотрения объектов экспертизы выданы положительные заключения, из них:

– рабочие проекты (ТЭО) –249, в том числе 73 по объектам соцкультбыта и 176 по объектам производственного назначения;

– 49 материалов, обосновывающих получение лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами;

– 7 материалов по созданию организаций горно-добывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование ресурсов;

– 16 иных видов документации, которые обосновывают хозяйственную и иную деятельность и реализация которых способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Основными заказчиками ГЭЭ являются предприятия по добыче угля и металлургической отрасли, ЗАО «Кузбасснефтепродукт», ЗАО «Кузбассдорфонд», предприятия мелкого и среднего бизнеса, администрации городов и районов.

Наиболее значимые объекты:

– «Комплексная программа повышения устойчивости функционирования и снижения негативного воздействия на окружающую среду ОАО «Кокс» на 2004–2010 годы»;

– ТЭО перепрофилирования производства нормального электрокорунда на производство ферросилиция на базе комплекса имущества Юргинского абразивного завода;

– программа мероприятий по достижению ПДС, ОАО «ЗСМК» на 2006–2012 годы;

– полигон ТБО города Новокузнецк, площадка «Маркино»;

– проект строительства шахты ОАО «Разрез “Ольжерасский”» в Томь-Усинском геолого-экономическом районе Кузбасса;

– строительство участка «Тешский» филиала ОАО «УК “КузбассразрезугольКалтанский угольный разрез»;

– ТЭО (проект) строительства разреза по добыче угля с использованием КГРП на поле ЗАО «Разрез Инской»;

– рабочий проект «Строительство разреза “Барзасский” ООО СП «Барзасское товарищество».

Основными недостатками материалов, представляемых на ГЭЭ (некомплектность документации), являются:

– отсутствие раздела оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) с учетом существующего состояния окружающей среды на участке предполагаемого строительства объекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами;

– отсутствие актов выбора площадок, оформленных в установленном порядке, правоустанавливающей документации на пользование земельным участком (касается проектов);

– отсутствие эколого-экономической оценки, в том числе расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду;

– недоработки программ экологического мониторинга;

– отсутствие документально оформленных материалов общественного мнения о намечаемой деятельности объекта ГЭЭ;

– содержание разделов «Материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами» не соответствует требованиям «Методических рекомендаций по подготовке материалов, представляемых на ГЭЭ», утвержденных приказом МПР России от 09.07.2003 № 575.

Рабочие места сотрудников отдела обеспечены информационной программой Lotus Notes. Указанная программа позволяет обеспечить проведение ГЭЭ в соответствии с действующим «Регламентом проведения Государственной экологической экспертизы», утвержденного приказом Госкомэкологии России от 17.06.97 № 280, зарегистрирован Минюстом от 28.07.97 № 1359.

Кроме основной деятельности по организации и проведению ГЭЭ, отделом выполняется ряд работ по взаимодействию с органами местного самоуправления, природоохранной прокуратуры, общественностью и отдельными гражданами по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Кроме того, в период рассмотрения планов развития горных работ (ПРГР) была подготовлена исходная информация о рассмотрении либо наличии положительных заключений по проектной документации практически всех рассматриваемых угольных предприятий. Представитель отдела принимал участие в заседаниях по рассмотрению ПРГР и в дальнейшем в процессе согласования протокола рассмотрения ПРГР.

В настоящее время существует необходимость законодательного установления порядка проведения государственной водохозяйственной экспертизы (далее ВХЭ). Это продиктовано невозможностью привлечения внештатных специализированных экспертов и экспертных организаций (гидрологических, гидротехнических и т. п.), без заключения которых невозможно принять обоснованное решение о возможности согласования мест размещения и проектных решений.

Проведение государственной экспертизы определено статьей 80 «Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов» Водного кодекса РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ.

За отчетный период Отделом водных ресурсов по Кемеровской области в части рационального использования и охраны водного фонда рассмотрено 716 запросов, материалов предпроектной и проектной документации, в том числе предпроектной документации по 355 объектам, проектной документации по 323 объектам, отклонены от согласования материалы по 89 объектам.

В результате рассмотрения указанных объектов согласованы материалы:

– по выбранным площадкам – 141;

– по проектам – 335;

– на условия сброса сточных вод – 39;

– на условия недропользования по твердым полезным ископаемым и по подземным водам, на лицензирование водозаборных скважин – 112.

Наиболее часто встречающимися материалами, представляемыми на рассмотрение и согласование ВХЭ, являлись:

– проекты строительства, реконструкции, корректировки горно-транспортной части угольных предприятий;

– материалы на предоставление в частную собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство;

– акты выбора площадок, оценки воздействия, проекты объектов рекреации (зоны отдыха, горно-лыжные комплексы);

– материалы на лицензирование существующих водозаборных скважин.

По наиболее значимым объектам были представлены следующие материалы:

– корректировка проекта строительства шахты «Ульяновская» в Ерунаковском геолого-экономическом районе Кузбасса ОАО ОУК «Южкузбассуголь», филиал Шахта “Ульяновская”, город Новокузнецк;

– рабочий проект «Реконструкция внешнего гидрозолоудаления ЮК ГРЭС» ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», город Калтан;

– рабочий проект «Томь-Усинская ГРЭС. Реконструкция системы ГЗУ» ОАО «Кузбассэнерго», филиал Томь-Усинская ГРЭС, город Мыски;

– ОВОС «Золоотвал № 3 ОАО “КузбассэнергоБеловской ГРЭС»;

– проект «Генеральный план спортивно-туристического комплекса “Шерегеш”», секторы «А» и «Е»;

– рабочий проект «Строительство системы искусственного снегообразования на горно-лыжном комплексе «Танай»;

– ОВОС и проект застройки «Жилая застройка с объектами обслуживания в квартале № 1а Центрального района г. Кемерово», ОАО «Промстрой-ЖСК», город Кемерово;

– проект берегоукрепления в квартале № 1а Центрального района, ООО «Сибспецстрой», город Кемерово;

– ТЭО (проект) «Город Кемерово, Центральный район, квартал № 1а. Жилой дом № 1», проект 84-квартирного 10-этажного дома в квартале № 1а города Кемерово, река Искитимка, ООО «Корвет-стройсервис», город Кемерово;

– проект границ земельного участка под строительство 14-этажного 74-квартирного жилого дома № 6 со встроенными помещениями детского спортивного клуба, с дамбой-набережной реки Бол. Камышная, Заводский район, квартал № 21а, пер. Мичурина (стр. № 6) в городе Кемерово, ОАО «Кузбассгазпром», город Кемерово;

– рабочий проект спрямления и берегоукрепления русла реки Искитимка (река Бол. Камышная), (жилой дом № 6 в квартале № 21а города Кемерово), ОАО «Кузбассгазпром», город Кемерово;

– проект планировки территории расширения границ села Андреевка, ООО «Инженерно-строительная фирма Новые Технологии», город Кемерово;

– проект жилого комплекса «Квартал Серебряный бор», деревня Журавлево, ООО «Бор –1», город Кемерово;

– проект границ земельного участка на период строительства 50-квартирного жилого дома, ООО «Пилон», город Кемерово;

– рабочий проект спрямления берегоукрепления русла ручья Суховский, ФСК «Кузбасстрой»;

– отчет о выполнении НИР по теме «Разработка нормативов ПДВВ р. Томь», Институт водных и экологических проблем, город Барнаул;

– проект укрепления берега реки Чесноковка в селе Чусовитино Ленинск-Кузнецкого района;

– проектирование и реконструкция очистных сооружений УН 1612/33 города Мариинска (ЛИУ –33, специализированное туберкулезное учреждение);

– корректировка проекта «Очистные сооружения промливневых стоков» ОАО «Кузбассэнерго», филиал «Кемеровская ГРЭС».

Основными недостатками представляемых материалов являются:

– низкое качество представляемых ОВОС и проектов;

– отсутствие полной и достоверно выполненной оценки воздействия проектируемого объекта на водный фонд;

– отсутствие оценки вредного воздействия вод и опасных природных процессов и явлений на проектируемый объект;

– отсутствие достаточных и обоснованных мероприятий по исключению, снижению негативного воздействия проектируемого объекта на водный фонд, по рациональному использованию, охране от засорения, загрязнения и истощения водного фонда;

– нарушение требований действующих нормативных правовых актов, строительных норм и правил, государственных стандартов;

– нарушение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

– отсутствие результатов инженерно-гидрологических и других изысканий;

– отсутствие согласований предыдущих стадий инвестиционно-строительного процесса;

– отсутствие альтернативных вариантов места размещения объекта.

Одним из основных нарушений является самовольное строительство без согласований с контролирующими природоохранными органами и территориальным федеральным органом исполнительной власти в области управления, использования и охраны водного фонда.

На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», с 01.01.2007 объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются только:

– проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;

– проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

– материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду;

– проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

– материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации.