Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  И  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ,  ПРОСВЕЩЕНИЕ  И  ВОСПИТАНИЕ

7.1. Непрерывное экологическое образование и воспитание детей и юношества

7.1.1. Экологическое образование детей как основа их экологического мировоззрения

Основы экологического мировоззрения закладываются в ходе дошкольного экологического образования детей, являющегося первой ступенью непрерывного экологического образования.

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Кемеровской области в 2006 году педагоги вели работу по программам: «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Игровая экология», «Экология для дошкольников» и др.

Главная цель экологического просвещения в этом возрасте – показать ребенку, что окружающая его природа не только красива, но и необходима, так как жизнь человека вне природы, окружающей среды просто невозможна. Достижению этой цели способствует использование педагогами таких форм работы с детьми, как праздники, выставки, конкурсы, экологические акции, экскурсии, выпуск экологических газет. Во многих ДОУ созданы уголки живой природы, где дети имеют возможность познакомиться с особенностями животных, растений, провести элементарные опыты. Ребята с удовольствием путешествуют по экологическим тропам, обогащая свои знания и опыт.

Процесс обучения в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Городской детско-юношеский центр гуманитарно-экологического развития» (МОУ ДОД ГДЮЦ ГЭР) города Кемерово начинается со старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок достигает определенного уровня развития в познавательном плане, обеспечивающем наилучшее усвоение учебной программы; у него уже достаточно развиты трудовые умения и навыки; умение общаться с людьми; ролевое поведение.

Программа «Экология для дошкольников», применяемая педагогами ГДЮЦ ГЭР , вводит ребенка в мир сложных взаимоотношений объектов живой и неживой природы. Во время экскурсий, видеопросмотров, аудиопрослушиваний у ребят происходит формирование позитивного отношения к окружающему миру. В ходе проведения ролевых игр, являющихся в дошкольном возрасте ведущей формой деятельности, педагоги смогли объединить общение и предметную деятельность воспитанников.

В детских садах № 7, 48, 70 города Новокузнецк с детьми проводились занятия по программе «Земля – наш дом», разработанной педагогами городской станции юных натуралистов. Каждый блок программы – «Наш дом – природа», «Что в доме-природе растет?», «Кто в доме-природе растет?» – реализовывался через различные виды деятельности – изобразительную, поисково-экспериментальную, игровую.

В муниципальном учреждении дополнительного образования детей (МУ ДОД) «Станция юных натуралистов» города  Белово функционировал клуб «Родничок», где дошкольники имели возможность получить начальные экологические знания о природе.

Младшие школьники воспринимают мир на эмоциональном уровне. Накопление ими чувственного опыта общения с природой создает эмоциональную основу знаний, переходящих в убеждения, в мироощущение. Живое общение с природой формирует устойчивый интерес к ней.

На базе городского детско-юношеского центра гуманитарно-экологического развития города Кемерово в 2006 году проводились занятия по программам для младшего школьного звена «Радуга природы», «Планета Земля», «Экология для младших школьников», «В содружестве с природой» и другим, строящимся на естественном интересе детей к окружающему миру, на их уже имеющихся знаниях о жизни растений и животных. Занятия были организованы в виде бесед, игр-упражнений, ролевых игр, видеовикторин, экскурсий, практических работ. Одновременно дети работали в живом уголке, где получали навыки обращения с представителями флоры и фауны.

В программы по экологии для младших школьников был включен и региональный компонент. На занятиях на примере представителей родного края дети изучали природу региона, знакомились с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) Кузбасса.

Вовлечение дошкольников и младших школьников в непрерывный процесс экологического воспитания, развитие навыков рациональной деятельности создают благоприятные условия для экологического образования в старших классах.

Вооружение глубокими экологическими знаниями ребят среднего и старшего возраста, формирование у них осознанной экологической культуры осуществляется через уроки, проводимые в форме лекционных и семинарских занятий.

Для ребят этой возрастной категории ГДЮЦ ГЭР  города Кемерово предложен широкий выбор программ: «Экология животных», «Занимательная ботаника», «Твои открытия», «Путешествие в мир животных» и др. Основной вид деятельности обучающихся по данным программам – живое общение с природными объектами. На занятиях ребята закрепляли технологические приемы ухода за домашними животными и растениями, овладевали навыками работы с лабораторным оборудованием, осваивали методы полевых исследований: наблюдения за животными и растениями, сбор полевого материала, ведение записей и обработка данных.

Предмет «Экология» введен в вариативную часть базисного учебного плана
106 общеобразовательных учреждений Кемеровской области. Более 9000 детей занимались на факультативах: «Окружающая среда и здоровье человека», «Экология сибирского города», «Экологические проблемы современности».

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089, содержит раздел «Человек и природа». В разделе дано общее представление о природной среде как важнейшем условии жизни человека, о влиянии на нее деятельности человека, о необходимости охраны природных богатств.

Педагогами Кемеровской области разработаны и успешно применяются программы: «Экология Кузбасса» (авт. Е. В. Грибовская, город Кемерово), «Природа глазами души» (авт. Е. В. Петрова, город Кемерово), «География Кузбасса» (авт. А. Н. Бугров, Прокопьевский район), «За чистоту родного края» (авт. Л. А. Качаева, город Междуреченск), в содержание которых заложены экологические практикумы и учебные проекты. Заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) О. В. Петунин является автором учебного пособия по экологии, используемого в ходе образовательного процесса.

Уровень подготовки выпускников школ позволяет использовать приобретенные ими знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки воздействия человека на природу, соблюдения правил поведения в природе и участия в ее охране, удовлетворения познавательных интересов и поиска дополнительной информации о родном крае, стране, планете.

Система дополнительного образования эколого-биологической направленности Кемеровской области представлена станциями юных натуралистов, эколого-биологическими центрами (ЭБЦ), эколого-биологическими отделами, творческими объединениями в образовательных учреждениях и детским экологическим движением, объединяющих более 10 000 детей.

Система дополнительного образования детей имеет ряд особенностей, которые органично дополняют школьное образование и воспитание. В первую очередь, это предоставление обучающимся специализированных дополнительных образовательных программ, которые значительно расширяют рамки базисного учебного плана школы. Во-вторых, это индивидуальная работа со школьниками. Поскольку дети приходят на занятия добровольно, самостоятельно выбирая направления своей работы, то задача педагога дополнительного образования организовать занятие так, чтобы удовлетворить запрос ребенка и научить его как приемам решения поставленной задачи, так и поиска новой проблемы, новых перспектив собственного развития.

Государственное учреждение дополнительного образования детей «Областная станция юных натуралистов и экологов» (ГУ ДОД «ОблСЮН») города Кемерово выступает организатором эколого-биологической деятельности образовательных учреждений Кемеровской области.

Одним из направлений работы краеведческого отдела государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной детский экскурсионно-туристический центр» (ГОУ ДОД «ОДЭТЦ») города Кемерово в 2006 году стала реализация педагогами центра программ экологического профиля: «Юный эколог-краевед», «Мой край – мой дом», «Юный турист – эколог-краевед», «Юные знатоки родного края».

В муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Кемерово: ГДЮЦ ГЭР, Дворец творчества детей и юношества (ДТДиЮ) Ленинского района, Детско-юношеский центр (ДЮЦ) Заводского района, Городская станция юных натуралистов (ГорСЮН) – были реализованы разработанные педагогами дополнительного образования программы: «Радуга природы», «Здоровячок», «В содружестве с природой», «Экология животных», «В царстве комнатных растений», «Занимательная ботаника», «Химия природных вод», «Юные исследователи природы», «Экологические игры», «Человек и природа», «Человек и город», «Игровая экология» и другие.

В городе Юрга организатором и координатором деятельности в области экологического воспитания и образования детей среди учреждений дополнительного образования выступает муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Эколого-биологический центр». Центром организованы и проведены для обучающихся городские массовые мероприятия (олимпиады, конкурсы, конференции, выставки) и оказана методическая помощь учителям школ в виде семинаров, курсов, консультаций.

На базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» (МОУ ДОД «ЦДОД») города Прокопьевск в 2006 году функционировало 40 творческих объединений, таких как «Игровая экология», «Цветовая экология», «Аквариумистика», «Юный эколог», «Туризм», на базе которых прошли обучение около 400 детей. Информационно-методическим отделом ЦДОД разработана и успешно реализована городская программа «Мы – будущее планеты».

В городе Анжеро-Судженск МОУ ДОД «Детский эколого-биологический Центр имени Г. Н. Сагиль» успешно реализуется семилетняя программа «Развивающие игры», составленная методистом Центра.