Содержание

Введение

Часть I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Часть II. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Часть III. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Часть IV. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРАХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧАСТЬ V. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 1. ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Раздел 6. НАУКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Раздел 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Раздел 8. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Заключение

Сведения об источниках информации




Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности установленных требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов включает в себя:

- государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный земельный контроль;

- государственный лесной контроль и надзор;

- государственный контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, а также и среды их обитания;

- государственный контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В 2008 году государственный экологический контроль, государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов а трритории кмровской области осуществлялся Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области, департаментом лесного комплекса Кемеровской области и департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области в соответствии с осуществляемыми полномочиями.

 

4.1. Государственный экологический контроль

Федеральный государственный экологический контроль

Федеральный государственный экологический контроль на территории Кемеровской области, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами, до 10 июня 2008 года осуществлялся отделом государственного экологического надзора и государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», отдел преобразован в отдел государственной экологической экспертизы с выполнением контрольных функций:

- проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в ходе плановых и внеплановых мероприятий по контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов.

В 2008 году отделом государственного экологического надзора и государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области было проведено 355 проверок, в том числе 216 проверок на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В рамках осуществления государственного экологического контроля выявлено 394 нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, из них нарушения в области охраны атмосферного воздуха составляют 39,6 %, в области обращения с отходами - 32 %.

В отношении нарушителей было возбуждено 211 дел об административном правонарушении, сумма наложенных административных штрафов за 2008 год составила 3606,5 тыс. руб.

В связи с изменением полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.08.2008 № 313 утвержден временный регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов, в соответствии с которым государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль), в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами, относится к сфере деятельности Росприроднадзора.

Федеральный государственный экологический контроль, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами, осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области с октября 2008 года.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 777.

В 2008 году было проведено 77 проверок, из них плановые - 63, внеплановые - 14. Было проверено 14 хозяйствующих субъектов, не имеющих разрешительных документов, в том числе 4 - в области охраны атмосферного воздуха, 10 - обращение с отходами.

В 2008 году, в рамках осуществления государственного экологического контроля, выявлено 45 нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха - 30, в области обращения с отходами - 15. Из выявленных в течение 2008 года нарушений устранено одно.

В отношении нарушителей было возбуждено 33 дела об административном правонарушении, в том числе одно дело по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Было рассмотрено 32 административных дела, в том числе в отношении юридических лиц - 24, должностных - 8, привлечено к административной ответственности за нарушения в области охраны атмосферного воздуха 12 юридических лиц, за нарушения в области обращения с отходами 11 юридических лиц.

Сумма наложенных административных штрафов за 2008 год составила 676 тыс. руб. Взыскано пятнадцать штрафов на сумму 323,5 тыс. руб.

В 2008 году было обжаловано в арбитражном суде одно решение Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.

С целью устранения выявленных нарушений предприятиям было выдано 34 предписания. В течение 2008 года было выполнено 7 предписаний.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области

№ п/п

Показатели

Ед. измер.

Контроль в области охраны атмосферного воздуха

Контроль в области обращения с отходами

Всего

1

Проведено проверок, всего

шт.

36

41

77

 

в том числе:

 

 

 

 

 

плановых

шт.

30

33

63

 

внеплановых

шт.

6

8

14

2

Проверено хозяйствующих субъектов, не имеющих разрешительных документов

шт.

4

10

14

3

Выявлено нарушений

шт.

30

15

45

4

Устранено нарушений

шт.

1

0

1

5

Выдано предписаний

шт.

14

20

34

6

Выполнено предписаний

шт.

7

0

7

7

Возбуждено административных дел, всего

шт.

16

17

33

 

в том числе

 

 

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

1

0

1

8

Рассмотрено административных дел, всего

шт.

15

17

32

 

в том числе в отношении:

 

 

 

 

 

юридических лиц

шт.

12

12

24

 

должностных лиц

шт.

3

5

8

9

Привлечено к административной ответственности, всего

шт.

12

11

23

 

в том числе:

 

 

 

 

 

юридических лиц

шт.

12

11

23

10

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

340

336

676

 

в том числе

 

 

 

 

 

на юридических лиц

тыс. руб.

340

336

676

11

Взыскано штрафов

шт./тыс.руб.

6/122

9/201,5

15/323,5

12

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

3

1

4

 

в том числе:

 

 

 

 

 

в прокуратуру

шт.

3

1

4

 

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов. В соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

- требований к использованию и охране водных объектов;

- особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

- иных требований водного законодательства.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор).

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) в отношении объектов, перечень которых утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 № 288 «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».

Приказом Минприроды России от 26.08.2008 № 192 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в 2008 году было проведено 105 проверок (63 проверки в 2007 году), в том числе плановых - 61, внеплановых - 44 (в 2007 году соответственно 32 и 31).

Было проверено 17 хозяйствующих субъектов, не имеющих разрешительных документов.

В результате проверок было выявлено 158 нарушений водного законодательства (187 нарушений в 2007 году). Устранено 71 нарушение, в том числе: из выявленных в течение 2008 года - 27, переходящих с прошлого года - 44.

В отношении нарушителей было возбуждено 51 дело об административном правонарушении (52 дела в 2007 году), в том числе два дела по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Было рассмотрено 49 административных дел, в том числе в отношении юридических лиц - 38, должностных - 8, физических - 3. По выявленным нарушениям привлечено к административной ответственности за нарушения водного законодательства 28 юридических лиц, 7 - должностных, 3 - физических. Сумма наложенных административных штрафов за 2008 год составила 769,5 тыс. руб. против 900,5 тыс. руб. в 2007 году. Взыскано 46 штрафов на сумму 709 тыс. руб. (806,5 тыс. руб. в 2007 году).

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 № 71 утверждена «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства». Методика предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам в результате нарушений требований водного законодательства Российской Федерации, приводящих или приведших к их загрязнению, засорению и/или истощению.

В связи с этим, в 2008 году было предъявлено в судебном порядке 4 иска о возмещении ущерба на сумму 206909 тыс. руб., взыскан один иск на сумму 1413,4 тыс. руб.

С целью устранения выявленных нарушений предприятиям-водопользователям было выдано 70 предписаний (111 предписаний в 2007 году), материалы 12 административных дел переданы в правоохранительные органы для правовой оценки.

В течение 2008 года было устранено 71 нарушение (48 - в 2007 году), выполнено 25 предписаний (42 - в 2007 году). В 2008 году было обжаловано в арбитражном суде четыре решения Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.

Государственный экологический контроль Кемеровской области, региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области

Согласно статье 2 Закона Кемеровской области от 18.01.2007 № 5-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды» государственное управление в сфере охраны окружающей среды на территории Кемеровской области осуществляют Коллегия Администрации Кемеровской области, специальный орган исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные полномочия в сфере охраны окружающей среды.

К полномочиям специального органа исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющего отдельные полномочия в сфере охраны окружающей среды, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В соответствии со статьями 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 25, 36 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в целях совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования, реализации Кемеровской областью своих полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 26.01.2007 № 9 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов».

Полномочия по осуществлению в Кемеровской области государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов возложены на специальный орган исполнительной власти Кемеровской области - департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее - государственный экологический контроль Кемеровской области); региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору (далее - региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» и от 25.12.2006 № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов», Законом Кемеровской области от 14.02.2007 № 12-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования и охраны водных объектов» Коллегия Администрации Кемеровской области постановлением от 04.05.2007 № 116 «Об утверждении перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» утвердила перечень объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Объектами регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов:

- прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности Кемеровской области;

- поверхностных водных объектов, полностью расположенных на территории Кемеровской области;

- водных объектов или их частей, используемых для нужд городов с численностью населения менее ста тысяч человек, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме менее 15 млн куб. метров в год.

В рамках государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области государственными инспекторами Кемеровской области по охране природы, государственными инспекторами Кемеровской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов при участии специалистов государственного учреждения «Областной комитет природных ресурсов» в 2008 году было проведено 747 мероприятий по государственному контролю, что на 22,6 % больше, чем в 2007 году. При проведении контрольных мероприятий было выявлено 891 административное правонарушение (1345 нарушений в 2007 году), в том числе:

- при обращении с отходами производства и потребления - 21 %;

- в области охраны атмосферного воздуха - 16 %;

- в области водных отношений - 7 %;

- в области охраны собственности - 3 %;

- против порядка управления - 23 %;

- иные административные правонарушения - 30 %.

Меры, принятые по выявленным нарушениям при проведении государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов: передано материалов на рассмотрение по подведомственности - 191 (67 материалов в 2007 году); вынесено предписаний - 499, что на 22,9 % больше, чем в 2007 году; вынесено постановлений о назначении административных наказаний - 340, что на 9,33 % меньше, чем в 2007 году, при этом сумма назначенных административных штрафов увеличилась в 1,34 раза по сравнению с 2007 годом. Показатели осуществления государственного экологического контроля по муниципальным образованиям представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Показатели осуществления государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов по муниципальным образованиям

Муниципальные образования

Показатели контроля

Количество контрольных мероприятий

Количество выявленных правонарушений

Количество выданных предписаний

Количество постановлений о назначении административных наказаний

 

2007

2008

2007

2008

2007

2008

2007

2008

Городские округа

361

477

762

532

238

309

232

221

Муниципальные районы

248

270

583

359

168

190

143

119

Всего

609

747

1345

891

406

499

375

340

 

Сведения о привлечении к административной ответственности представлены в табл. 4.3 и на рис. 1.

Таблица 4.3

Сведения о привлечении к административной ответственности

№ п/п

Назначение и исполнение административных наказаний

Количество

Сумма административных штрафов, тыс. руб.

2007

2008

2007

2008

1

Вынесено постановлений о назначении административных наказаний, всего

375

340

8898,30

12036,00

 

в том числе:

 

 

 

 

 

на юридических лиц

247

257

8525,00

11655,00

 

на физических лиц

128

83

373,30

381,00

2

Перечислено административных штрафов

 

 

6928,70

10486,00

 

Рис. 1. Сумма административных штрафов

 

Контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности) на территории Кемеровской области, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений, возлагался на Управление Росприроднадзора по Кемеровской области до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

С октября 2008 года контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений возлагается на Управление Ростехнадзора по Кемеровской области.

В 2008 году Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области проверено 7 ГТС, выявлено 30 нарушений.

 

4.2. Государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

Государственный лесной контроль и надзор. Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

В соответствии с главой 12 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ и Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» установлен порядок осуществления государственного лесного контроля.

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2008 году осуществлялся отделом контроля и надзора в сфере лесного хозяйства, землепользования и особо охраняемых природных территорий Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.

За 2008 год было проведено 2 внеплановые проверки: проверка выполнения ранее выданного предписания и проверка с иными контролирующими органами.

В результате проверок было выявлено 1 нарушение.

В 2008 году было выдано 1 предписание, устранено 1 нарушение, выполнено 1 предписание. Сумма наложенных административных штрафов за 2008 год составила 81 тыс. руб., взыскано - 81 тыс. руб.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением лесничеств и лесопарков, подлежащих федеральному государственному лесному контролю и надзору.

В соответствии с законом Кемеровской области от 13.06.2007 № 75-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений» полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением лесничеств и лесопарков, подлежащих федеральному государственному лесному контролю и надзору, возложены на департамент лесного комплекса Кемеровской области.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.04.2007 № 79 установлен перечень должностных лиц департамента лесного комплекса Кемеровской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков на территории Кемеровской области.

Государственный лесной контроль и надзор осуществлялся согласно утверждённому плану проверок на 2008 год, а также при проверках соблюдения условий договоров купли-продажи лесных насаждений, при выполнении патрульных рейдов, утверждённых приказом департамента, и при проведении внеплановых проверок (по сообщениям граждан, юридических лиц и требованиям прокуратуры).

Общие сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории Кемеровской области, представлены в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора

№ п/п

Показатели

2007 год

2008 год

1

Проведено контрольных мероприятий

98

796

2

Выявлено нарушений лесного законодательства, всего

45

326

 

в том числе,

 

 

 

случаев незаконной рубки леса

59

225

 

общий объем незаконно заготовленной древесины, м3

2621

8947

3

Причиненный ущерб лесу, тыс. руб.

15600

50100

4

Составлено протоколов об административных правонарушениях

7

303

5

Привлечено к административной ответственности, в том числе:

 

 

 

юридических лиц

4

27

 

должностных лиц

16

131

 

физических лиц

25

145

6

Наложено штрафов, тыс. руб.

118,1

987,6

7

Взыскано штрафов, тыс. руб.

102,5

812,1

8

Направлено дел в органы МВД

41

125

9

Возбуждено уголовных дел

29

90

10

Взыскано в бюджет, тыс. руб.

455,5

19286

 

С целью профилактики незаконных порубок в 2008 году еженедельно проводились вертолётные рейды по территории области в рамках Соглашения с ГУВД по Кемеровской области «О противодействии незаконным рубкам».

Департаментом лесного комплекса Кемеровской области проводилась разъяснительная работа в средствах массовой информации об ответственности за нарушения лесного законодательства. С этой целью было подготовлено 173 сообщения, в том числе 36 выступлений по телевидению, 26 - по радио, опубликовано 36 статей в печати, 27 сообщений в выпусках новостей центральных российских информационных агентств и 48 пресс-релизов на официальном сайте Администрации Кемеровской области.

Государственный земельный контроль. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «Об утверждении положения о государственном земельном контроле» установлен порядок осуществления государственного земельного контроля.

Государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Государственный земельный контроль в сфере компетенции Росприроднадзора осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

При этом осуществляется контроль за соблюдением:

- выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

- выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

- выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

- режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

За 2008 год было проведено 62 проверки (66 проверок в 2007 году), из них: плановые - 31, внеплановые - 31.

Было проверено 92 разрешительных документа из 230 действующих разрешительных документов на территории Кемеровской области.

В результате проверок было выявлено 22 нарушения (27 нарушений в 2007 году).

По выявленным нарушениям было возбуждено 19 административных дел, в том числе 3 дела по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Рассмотрено 16 административных дел, в том числе на юридических лиц - 10, на должностных лиц - 6, привлечено к административной ответственности 14 лиц, в том числе юридических - 10, должностных - 4.

Сумма наложенных административных штрафов за 2008 год составила 230 тыс. руб. (149 тыс. руб. в 2007 году), в том числе на юридических лиц - 220 тыс. руб., на должностных - 10 тыс. руб. Взыскано 8 штрафов на сумму 188 тыс. руб.

В 2008 году было выдано 44 предписания (28 предписаний в 2007 году).

В течение 2008 года было устранено 3 нарушения, выполнено 35 предписаний.

Материалы 11 дел для принятия мер направлены по подведомственности, в том числе 4 - в прокуратуру, 7 - в другие органы.

Государственный земельный контроль в сфере компетенции Россельхознадзора осуществляется Управлением Россельхознадзора по Кемеровской области на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.

При этом осуществляется контроль за соблюдением:

- выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

- выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Управлением Россельхознадзора по Кемеровской области в рамках государственного земельного контроля в 2008 году проведено 294 проверки, в том числе плановых - 244, внеплановых - 50. По выявленным нарушениям было возбуждено 36 административных дел. Сумма наложенных административных штрафов за 2008 год составила 349 тыс. руб. Взыскано штрафов на сумму 243 тыс. руб.

Выдано 27 предписаний, исполнено 5 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.

Контроль и надзор в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На территории Кемеровской области функционируют две особо охраняемые территории федерального значения: Шорский национальный парк, Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».

Государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.

В 2008 году мероприятий по государственному контролю в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Кемеровской области не проводилось.

Контроль и надзор в области охраны и использования объектов животного и растительного мира. Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.11.2008 № 843 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания», согласно которому задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми российскими и иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводстве и использовании объектов животного мира и среды их обитания.

Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В 2008 году было проведено 4 проверки, из них 3 - плановые. В результате проверок было выявлено 1 нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Сумма наложенных административных штрафов за 2008 год составила 4 тыс. руб.

В 2008 году было взыскано 4 тыс. руб. административных штрафов.

К полномочиям специального органа исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющего отдельные полномочия в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, относится осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кемеровской области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Коллегией Администрации Кемеровской области от 13.11.2007 № 314 принято постановление «Об утверждении Положения о департаменте по охране объектов животного мира Кемеровской области». Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области в соответствии с возложенными на него полномочиями с 01.01.2008 осуществляет государственный контроль за соблюдением федерального и областного законодательства, нормативных правовых актов, действующих в сфере охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

За 2008 год было выявлено 704 нарушения правил охоты, привлечено к административной ответственности 682 нарушителя, наложено штрафов на сумму 777 тыс. руб.

Сотрудниками департамента была выявлена незаконная добыча 90 голов охотничьих животных, предъявлено 45 исков за незаконную добычу охотничьих животных к взысканию ущерба на сумму 316 тыс. руб.

Материалы 18 административных дел по незаконной добыче охотничьих животных переданы в правоохранительные органы для правовой оценки.

Государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» установлен порядок проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) на основании Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3.12.2007 № 319.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в 2008 году было проведено 138 проверок предприятий-недропользователей, из них: плановые - 105, внеплановые - 33.

Пользование недрами в 2008 году осуществлялось на основании 761 разрешительного документа. В 2008 году было проверено 213 разрешительных документов, а также 29 хозяйствующих субъектов, не имеющих разрешительных документов.

В ходе проведенных проверок было выявлено 422 нарушения (606 нарушений в 2007 году).

В отношении нарушителей было возбуждено 124 дела об административном правонарушении (128 дел в 2007 году), в том числе два дела по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Было рассмотрено 124 административных дела, в том числе в отношении юридических лиц - 63 (58 - в 2007 году), должностных - 58 (68 - в 2007 году), физических лиц - 3 (2 - в 2007 году).

Сумма начисленных административных штрафов за 2008 год составила 1968,5 тыс. руб. против 2161,5 тыс. руб. в 2007 году. Взыскано 92 штрафа на сумму 1633,4 тыс. руб. (1654 тыс. руб. в 2007 году).

В 2008 году было обжаловано в арбитражном суде девять решений Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.

С целью устранения выявленных нарушений к предприятиям-недропользователям были приняты меры:

- выдано 193 предписания (149 предписаний - в 2007 году);

- приостановлена хозяйственная деятельность одного хозяйствующего субъекта.

Материалы 84 дел для принятия мер направлены по подведомственности, в том числе 20 - в МВД России, 16 - в прокуратуру, 48 - в другие органы.

В течение 2008 года было устранено 171 нарушение, выполнено 147 предписаний.

Общие сведения о результатах проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр представлены в табл. 4.5.

Таблица 4.5

Сведения о результатах проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

№ п/п

Показатели

Ед. измер.

Результаты контроля

В % к 2007 году

2007 год

2008 год

1

Проведено проверок,

шт.

149

138

92,6

 

в том числе:

 

 

 

 

 

плановых

шт.

97

105

108,2

 

внеплановых

шт.

52

33

63,4

2

Выявлено нарушений

шт.

606

422

69,6

3

Устранено нарушений

шт.

279

171

61,3

4

Выдано предписаний

шт.

149

193

129,5

5

Выполнено предписаний

шт.

57

147

257,9

6

Возбуждено административных дел, всего

шт.

128

124

96,8

 

в том числе:

 

 

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

1

2

200,0

7

Рассмотрено административных дел, всего

шт.

128

124

96,8

 

в том числе в отношении:

 

 

 

 

 

юридических лиц

лиц

58

63

108,6

 

должностных лиц

лиц

68

58

85,3

 

физических лиц

лиц

2

3

150,0

8

Привлечено к административной ответственности,

лиц

128

124

96,8

 

в том числе:

 

 

 

 

 

юридических лиц

лиц

58

63

108,6

9

Начислено штрафов

тыс. руб.

2161,5

1968,5

91,0

10

Взыскано штрафов

тыс. руб.

1654

1633,5

98,7

11

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

68

84

123,5

 

в том числе:

 

 

 

 

 

в прокуратуру

шт.

45

16

35,5

 

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах», пунктом 7 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293, Законом Кемеровской области от 18.01.2007 № 6-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере недропользования», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2006 № 262 «Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области», в целях совершенствования государственного управления в сфере недропользования, реализации Кемеровской областью своих полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр области, Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.05.2007 № 133 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр» установлен перечень должностных лиц департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, осуществляющих государственный геологический контроль.

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр по следующим вопросам:

- соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области, принятых ею в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на территории Кемеровской области;

- геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;

- достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджета Кемеровской области, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.

Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области в 2008 году в рамках осуществления государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр были проведены 23 проверки хозяйствующих субъектов, из них: плановые - 9, внеплановые - 16, в том числе по обращению граждан - 9, по требованию Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры - 3, совместно с правоохранительными органами - 2 и с Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области - 2. Было проверено выполнение 13 лицензионных соглашений.

По результатам проверок было досрочно прекращено право пользования недрами за нарушения двух лицензионных соглашений, приостановлены работы на двух лицензионных участках до устранения выявленных нарушений, прекращена незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых на трех участках.

В отношении нарушителей было возбуждено 5 дел об административном правонарушении, которые были переданы по подведомственности.

С целью устранения выявленных нарушений предприятиям-недропользователям было выдано 3 предписания.

Направлены материалы 2 дел для принятия мер в правоохранительные органы.