Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА


Экологическая экспертиза проводится в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об охране окружающей среды») в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Основным законодательным актом, регламентирующим отношения в области экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Государственная экологическая экспертиза (далее – ГЭЭ) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ГЭЭ проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 № 698, нормативными и методическими документами.

 

5.1. Государственная экологическая экспертиза федерального уровня

Согласно статье 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами проведения ГЭЭ федерального уровня являются:

– проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

– проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

– проекты соглашений о разделе продукции;

– материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду;

– проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

– материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

– проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

– проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.

В связи с внесением изменений в законодательство и нормативную правовую базу Российской Федерации полномочия по проведению ГЭЭ с 01.10.2010 переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории Кемеровской области ГЭЭ осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее – управление Росприроднадзора по Кемеровской области).

В 2010 году в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области поступило 9 заявок на проведение ГЭЭ, в том числе принято на ГЭЭ 9 заявок, поступивших на рассмотрение в Южно-Сибирское управление Ростехнадзора.

По результатам рассмотрения принятых объектов выдано 6 положительных заключений. По 3 объектам сделан возврат материалов.

 

5.2. Государственная экологическая экспертиза регионального уровня

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами проведения ГЭЭ регионального уровня являются:

– проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Кемеровской области;

– проекты региональных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

– материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти Кемеровской области (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

– материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

– проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Согласно статье 2 Закона Кемеровской области от 03.04.2007 № 40-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере экологической экспертизы» государственное управление в сфере экологической экспертизы на территории Кемеровской области осуществляют Коллегия Администрации Кемеровской области и специальный орган исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющий отдельные полномочия в сфере экологической экспертизы.

В Кемеровской области, в соответствии с постановлением  Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2006 № 262 (ред. 23.03.2009) полномочия по проведению ГЭЭ объектов регионального значения возложены на департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - департамент).

В 2010 году в департамент поступило 5 заявок на проведение ГЭЭ, по результатам рассмотрения которых выдано 5 положительных заключений.