Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
Экологическая
экспертиза проводится в соответствии со статьей 33 Федерального закона от
10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об охране окружающей среды») в
целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих
планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны
окружающей среды.
Основным
законодательным актом, регламентирующим отношения в области экологической
экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ (ред. от 17.12.2009)
«Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ «Об экологической
экспертизе»).
Государственная
экологическая экспертиза (далее – ГЭЭ) осуществляется федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
ГЭЭ
проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной
экологической экспертизы», утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.06.96 № 698, нормативными и методическими документами.
5.1. Государственная экологическая экспертиза федерального
уровня
Согласно
статье 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами проведения ГЭЭ
федерального уровня являются:
–
проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области
охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти
Российской Федерации;
–
проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и
эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на
окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны
природных объектов;
–
проекты соглашений о разделе продукции;
–
материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может
оказать воздействие на окружающую среду;
–
проекты технической документации на новые технику, технологию, использование
которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической
документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
–
материалы комплексного экологического обследования участков территорий,
обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых
природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или
зоны чрезвычайной экологической ситуации;
–
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный
ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных
территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных,
технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности,
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается
осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и
местного значения;
–
проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием
отходов I-V класса опасности.
В
связи с внесением изменений в законодательство и нормативную правовую базу
Российской Федерации полномочия по проведению ГЭЭ с 01.10.2010 переданы
Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории
Кемеровской области ГЭЭ осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования по Кемеровской области (далее – управление Росприроднадзора
по Кемеровской области).
В 2010
году в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области поступило 9 заявок на
проведение ГЭЭ, в том числе принято на ГЭЭ 9 заявок, поступивших на рассмотрение
в Южно-Сибирское управление Ростехнадзора.
По
результатам рассмотрения принятых объектов выдано 6 положительных заключений. По
3 объектам сделан возврат материалов.
5.2. Государственная экологическая экспертиза регионального
уровня
В
соответствии со статьей 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами
проведения ГЭЭ регионального уровня являются:
–
проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области
охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Кемеровской
области;
– проекты региональных целевых
программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной
деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения
таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
– материалы обоснования лицензий на
осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых
осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных
видов деятельности» органами исполнительной власти Кемеровской области (за
исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
– материалы комплексного
экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим
территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий
регионального значения;
–
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный
ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных
территорий регионального и местного значения.
Согласно
статье 2 Закона Кемеровской области от 03.04.2007 № 40-ОЗ «О разграничении
полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере
экологической экспертизы» государственное управление в сфере экологической
экспертизы на территории Кемеровской области осуществляют Коллегия
Администрации Кемеровской области и специальный орган исполнительной власти
Кемеровской области, осуществляющий отдельные полномочия в сфере экологической
экспертизы.
В
Кемеровской области, в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от
25.12.2006 № 262 (ред. 23.03.2009) полномочия по проведению ГЭЭ объектов
регионального значения возложены на департамент природных ресурсов и экологии
Кемеровской области (далее - департамент).
В 2010
году в департамент поступило 5 заявок на проведение ГЭЭ, по результатам
рассмотрения которых выдано 5 положительных заключений.