9 июля 2020

Дошколята на прогулке – с красотой и пользой

Слово «экология» стало настолько привычным для современного городского человека, что зачастую смысл его теряется за массой теории, не подкрепленной практикой. Экология – буквально «слово, учение о доме, естестве, природе». А в переводе на понятный ребятам-дошколятам язык – защита, бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью планеты Земля.

Разговор об экологии с дошкольниками будет бесполезен, если дети сами не «потрогают руками» это абстрактное понятие. Поэтому в детских садах так естественно стало сажать, например, лук на подоконнике, то есть такие культуры, которые быстро прорастают и дают прекрасный материал для наблюдения и ухода. А если в саду появится детский огород с опытными грядками, а ещё – познавательные ЭкоТропинка, ЭкоСадик и сказочная ЭкоПолянка? На эти вопросы можно ответить, совершив прогулку по территории детского сада № 26 «Солнечная полянка» из г. Кемерово.

Кроме красивых кустов спиреи, миндаля, сосен, ивы, берёзок, яблонь, вишен, черёмухи, клёна, рябины, которые были посажены при строительстве учреждения в 2014 году, или в дар детскому саду от выпускников, на территории нашего сада растут 40 молодых трёхлетних дубочков. Ребята, которые их посадили, в сентябре перейдут уже в подготовительную группу. А «дубрава» начиналась в 2017 году, как проект младшей группы «Боровички» под названием «Расти, моя дочка, расти, мой сыночек, как крепкий, красивый здоровый дубочек!». Тогда родителям малышей рассказали красивую историю о том, как в древности наши предки в честь рождения детей высаживали деревья. Особо почитался дуб, как символ здоровья, силы, долголетия.

Посадили в горшочки будущую дубраву в октябре 2017 года, а желуди собрали родители вместе с ребятами в городском парке. Внимание и уход принесли свои плоды. В декабре маленькие росточки уже смотрели сквозь окна на сугробы и сибирский мороз. А летом 2018 года саженцы дубков были дружно детьми с родителями пересажены на территорию детского сада, где они растут и по сей день, а в дальнейшем, по мере роста, будут рассажены будут рассажены вдоль ограды. Именно эти «доморощенные» дубочки стали важной частью ЭкоТропинки, а педагоги начали систематическую работу по формированию экологического мышления дошкольников. Именно мышления – как системы знания и практического опыта по наблюдению и уходу за живой природой.

Следующая остановка ЭкоТропинки – детский огород «На Солнечной полянке». Сажать с детьми огород – добрая традиция вот уже в течение 5 лет. 12 групп – 12 живописных грядок с разными огородными культурами. Все вместе: родители, педагоги и дети – не только сеют редиску, лук, кабачки, огурцы и др. огородные культуры, но и наблюдают за их ростом и развитием, заботятся и ухаживают за подопечными растениями.

В июне 2020 года в детском огороде появился ЭкоСадик – опытный участок по выращиванию деревьев из семян. Волонтерами Еленой Лумбовой (г. Кемерово) и Александром Самородовым (Тяжинский муниципальный округ) были подарены саженцы черёмухи, яблонь, кедров, елей, а также проросшие желуди. Все они посажены на «доращивание» в «детском саду для деревьев». Подросшие деревья найдут место на территории детского сада и за его пределами.

В ЭкоСадике появилась и опытная грядка, на которой педагоги вместе с детьми высадили проросшие орешки кедра. Грядка – «детский сад» для деревьев стала для ребят возможностью наблюдения за ростом и развитием такой уникальной природной культуры, как кедр. На первой познавательной прогулке-экскурсии ребята, расположившись у молодого кедра, узнали, как дерево появляется на свет. Малыши рассмотрели и потрогали руками шишку и сочинили сказку про маму – Кедровую шишку. Оказывается Шишка – мама для маленьких детей-орешков, которых она бережно держит в своих руках-створочках, пока малыши не подрастут, а потом выпускает их на волю. Что происходит с орешками дальше? Они спят до весны во влажной земле, укрывшись снежным одеялом. А почувствовав приближение весны, просыпаются росточками и тянутся к солнцу (рассматриваем проросший орешек). Такую шишку воспитанники изобразили при помощи своих рук. Вот кулачок-шишка крепко держит деток-орешки, а вот (раскрыли кулачок) – выпускает орешки на прогулку. Так, с помощью шишки, орешка, ростка, своих рук, удивления зарождающейся жизнью мы проследили рождение настоящего дерева и сделали вывод, что можем помогать Природе – сами выращивать деревья из семян. Посадка, наблюдение, экскурсии, беседы, забота и бережный уход за саженцами деревьев способствуют привитию детям уважения к природе, понимания, что у нее, как и у человека, тоже есть мамы-деревья и дети-саженцы.

Комплексная работа даёт возможность ребенку посмотреть на себя как на неотъемлемую часть природы, почувствовать сопричастность ей и, конечно, свою ответственность за здоровье природы, а в ней и себя. Даже простое любование природой, которому мы учим детей, уже может оказаться важным в становлении будущего человека.

Сейчас на территории детского сада разрабатывается «Сказочная ЭкоПолянка» с альпийской горкой, на которой растут такие удивительные растения, как золотой корень, можжевельник, тамарикс. На Полянке создан искусственный водоём, избушка бабы Яги.

Про красоту ЭкоПолянки и ее роль в познании Природы – в следующем материале.

Ирина Алексеевна Брежнева, педагог дополнительного образования МАДОУ № 26 «Центр развития ребенка – детский сад», г. Кемерово

Размещено: 09.07.2020 в 12:24. Последнее изменение: 09.07.2020 в 12:24.