Экообразование в детском саду – фундамент для акмеологического феномена личности

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения нашей планеты – экологическое воспитание населения, включая подрастающее поколение, в разные периоды его жизни.

Отправной точкой этого процесса, по праву, можно считать дошкольное детство. Именно в этот период у ребенка происходит закладка фундамента осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в его памяти.

Первым звеном в системе непрерывного экологического образования выступает детский сад, на педагогов которого возложена важная миссия – воспитание у своих подопечных основ культуры рационального природопользования и природосбережения.

Как нельзя лучше с этой задачей справляются в детсаду № 2 «Сказка» г. Ленинск-Кузнецкий (заведующая Ольга Георгиевна Иванова).

Занятия, экскурсии, конкурсы, игры, оформление живого уголка, выпуск экологических буклетов, листовок, обучение навыкам ухода за овощными и цветочными культурами. Здесь применяют эти и другие формы работы с малышами, чтобы научить их тонко чувствовать, любить и беречь окружающий мир.

001 002 003

Под руководством старшего воспитателя Марии Николаевны Мироновой и педагога-организатора Ларисы Александровны Колеватых в мастерской дошколята творят чудеса. В руках воспитанников из пластиковых баночек, крышечек, упаковок – того, что обычно называют бросовым материалом, – «рождаются» настоящие шедевры: сказочные персонажи и герои мультфильмов, настенные панно и картины, шкатулки и вазочки, украшенные самоцветами.

В дошкольной организации реализуют и нестандартные проекты, такие, как «Вторая жизнь вещей». Это дефиле в костюмах из бумаги и другой упаковки всегда пользуется особой популярностью среди воспитанников и родителей, которые также оказываются включенными в экообразовательный процесс. Весело. Экологично. Креативно.

В «Сказке» даже появилась своя мини-библиотека с яркими книжками. Теперь дети могут забирать понравившиеся томики на время домой, и необходимость в приобретении новой литературы в семье отпадает.

Такой разумный подход к потреблению, пусть даже и в масштабах одного детского сада, вносит свою лепту в сбережение лесного фонда и учит дошколят правильно формировать свои потребности.

– Когда я была совсем маленькой и ходила в этот садик, – вспоминает бывшая воспитанница, а ныне ученица гимназии № 12 Анастасия Гусельникова, – мы вместе с другими ребятами и Ларисой Александровной придумывали разные поделки из бытового мусора. У нас получалось много красивых и нужных вещей. – Дома до сих пор хранится картина морского мира, выполненная из разноцветного пластилина на крышке от банки, а аленький цветочек из конфетных фантиков позволил мне стать победителем конкурса, – продолжает девочка.

– Еще все вместе мы собирали макулатуру, – делится воспоминаниями Анастасия, – Ольга Георгиевна и Мария Николаевна рассказывали нам, что это очень важно для сохранения деревьев, которые являются зелеными легкими нашей планеты.

Именно на этом этапе жизни благодаря стараниям педагогов, грамотных, позитивных и блещущих идеями, в сознание ребенка были заложены основы экологического мышления, которое со временем трансформируется в экокультуру.

004 005 006

Этими знаниями сейчас, будучи гимназисткой, девочка делится со сверстниками. Ребята с удовольствием участвуют в акциях по сбору бумажного сырья, зеленых посадках и даже пробуют свои силы в качестве лекторов, выступая перед горожанами и школьниками.

Не доказательство ли это того, что новому поколению близки идеи бережного отношения к окружающей среде: оно готово заниматься и раздельным сбором мусора, и экопросвещением, и вести другую не менее важную и полезную волонтерскую деятельность.

Все это наглядно демонстрирует в действии принцип непрерывности и преемственности экологического образования: детский сад – школа, когда ребенок, опираясь на навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, осмысливает полученную информацию на более высоком уровне.

Совсем скоро, через 7-8 лет, Анастасия покинет пределы гимназии, города, а возможно, и страны и будет совершенствовать эти познания в профессиональной образовательной среде.

И не важно, кем станет юная защитница природы в будущем, но тот уровень экологического сознания, который был сформирован у нее воспитателями, педагогами, родителями на разных этапах ее взросления, позволит достичь ей высот личностного роста.

Поскольку экологоориентированное мировоззрение – это и есть акмеологический феномен – идеальное («вершинное») развитие личности.

Пресс-служба ГКУ КО «Областной комитет природных ресурсов»

КАРТА САЙТА