|
Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 3.1.
Классификация налогов, сборов и других платежей за пользование природными
ресурсами
Экономическое
регулирование природоохранной деятельности осуществляется с целью формирования
у хозяйственного субъекта экономического интереса в соблюдении экологических
требований, установленных законодательством. Основой
экономического механизма управления природно-ресурсным комплексом являются
фискальные платежи (налоги, сборы) за пользование природными ресурсами и
негативное воздействие на окружающую среду. Согласно
статье 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» (ред. от 29.12.2010) к методам экономического регулирования в
области охраны окружающей среды относятся: – разработка
государственных прогнозов социально-экономического развития на основе
экологических прогнозов; – разработка
федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и
целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской
Федерации; – разработка
и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения
причинения вреда окружающей среде; – установление
платы за негативное воздействие на окружающую среду; – установление
лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на
размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного
воздействия на окружающую среду; – проведение
экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; – проведение
экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду; – предоставление
налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий,
нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке
отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей
среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; – поддержка
предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе
экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; – возмещение
в установленном порядке вреда окружающей среде; – иные
методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному
осуществлению охраны окружающей среды. В
истекшем году было принято несколько законодательных актов, вступающих в силу в
2010 году, корректирующих порядок исчисления, взимания отдельных налогов,
сборов и других платежей за пользование природными ресурсами (ресурсные
платежи) и контроль за их поступлением. К их
числу следует отнести Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» (ред. от
03.11.2010) (далее – ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый
период 2011 и 2012 годов»), который содержит нормы индексации ставок отдельных
видов ресурсных платежей, и Бюджетный кодекс Российской Федерации
(далее – БК РФ), регламентирующий порядок зачисления платежей в
бюджеты разного уровня. Информация
о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение
окружающей среды в 2010 году представлена Управлением Федеральной налоговой
службы по Кемеровской области (УФНС России по Кемеровской области), Управлением
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по
Кемеровской области. Сводные данные изложены в табл. 3.1 в соответствии с
областным законодательством о бюджете на 2010 год (закон Кемеровской области от
30.11.2009 № 122-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011
и 2012 годов», закон Кемеровской области от 27.05.2011 № 52-ОЗ «Об исполнении
областного бюджета за 2010 год»). Таблица 3.1 Налоги, сборы и другие платежи за пользование природными
ресурсами в 2010 году, тыс. руб.
Структура поступления основных платежей за пользование
природными ресурсами в бюджет Кемеровской области приведена на рис. 3.1. Рис. 3.1. Структура поступления основных платежей за
пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской области в 2010 году, тыс. руб. 3.2. Налог
на добычу полезных ископаемых
В 2010 году налог на добычу полезных ископаемых (далее –
НДПИ) исчислялся в порядке, установленном главой 26 Налогового кодекса
Российской Федерации (НК РФ), введенной Федеральным законом от 08.08.2001
№ 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации, а так же о признании утратившими силу отдельных
актов законодательства Российской Федерации» (в ред. 27.12.2009). Приказом Министерства финансов Российской Федерации
(Минфин РФ) от 30.09.2010 № 117н утверждено положение «Об
особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся
инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»
(далее – Положение). Так, согласно пункту 15 Положения постановка на учет
иностранных организаций в качестве налогоплательщиков НДПИ осуществляется на
основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 7
статьи 85 НК РФ. С 2010 года появился второй (альтернативный) вариант
возмещения налога – заявительный порядок, предусмотренный
статьей 176.1 НК РФ. Суть заявительного порядка возмещения налога заключается в
том, что налоговая инспекция осуществляет возврат (зачет) суммы налога, заявленной
к возмещению, до завершения камеральной проверки соответствующей декларации. 3.3. Плата
за недра
В 2010 году платежи за пользование недрами исчислялись на
основании Закона Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»
(ред. от 27.12.2009) (далее – Закон РФ «О недрах»). В систему платежей в сфере недропользования, установленную
Законом РФ «О недрах», входят: – разовые платежи за пользование недрами при наступлении
определенных событий, оговоренных в лицензии; – регулярные платежи за пользование недрами; – плата за геологическую информацию о недрах; – сбор за участие в конкурсе (аукционе); – сбор за выдачу лицензии. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации от 08.07.2010 № 252 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 09.07.2010 № 17767 (Минюст РФ)) утверждены
размеры платы за экспертизу проектов геологического изучения недр. В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина РФ от 18.06.2010 № 03-03-06/1/419 разъяснен вопрос о
порядке учета расходов в виде разового платежа за пользование недрами. Так,
согласно статье 40 Закон РФ «О недрах» пользователи недр, получившие
право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами
при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (разовые платежи
за пользование недрами). Основанием возникновения обязательства по уплате разового
платежа и, соответственно, отражения соответствующего расхода в налоговом учете
является не факт участия в аукционе, а наступление определенного события,
указанного в лицензии. Уплата разовых платежей является лицензионным требованием и
условием, то есть является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии,
уплата таких разовых платежей не может рассматриваться как расход,
осуществленный в целях приобретения лицензии. 3.4. Водный
налог и плата за пользование водными объектами
В 2010 году в главу 25.2 «Водный налог» НК РФ изменений
не вносилось. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ВК РФ
плата за пользование водным объектом или его частью взимается на основании
договора водопользования. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в
федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности
муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы
устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления (пункт 3 статьи 20 ВК РФ). 3.5. Сбор
за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Администратором сбора за пользование объектами животного мира
и водными биологическими ресурсами является ФНС России. Данные сборы
исчислялись в порядке, установленном главой 25.1 НК РФ. Приказом ФНС России от 07.07.2010 № ММВ-7-3/320@ (зарег.
в Минюсте РФ 02.09.2010 № 18337) утверждена форма сведений о
количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды
их обитания в качестве разрешенного прилова, на основании разрешения на добычу
(вылов) водных биологических ресурсов и суммах сбора, подлежащих уплате в виде
единовременного взноса. Согласно приказу ФНС России от 07.07.2010 № ММВ-7-3/321@
(зарег. в Минюсте РФ 02.09.2010 № 18346) внесены некоторые уточнения
в уже действующую форму сведений, в которых приводятся данные о полученных
разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора,
подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов организациями и
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных
биологических ресурсов. Такую форму необходимо представлять в налоговые органы
не позднее десяти дней с даты получения разрешения на добычу (вылов) водных
биологических ресурсов (абзац 1 пункт 2 статья 333.7 НК РФ). Также, приказом ФНС России от 07.07.2010 № ММВ-7-3/322@
(зарег. в Минюсте РФ 02.09.2010 № 18345) внесены изменения в форму
сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных
биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов. 3.6. Плата
за негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии с Приложением № 4 ФЗ «О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», а также в соответствии с пунктом 3 Указа Президента
Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору» и постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые
постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору» администратором платы за
негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по
надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Ранее эту функцию
выполняла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору. С 29 октября 2010 года вступил в силу приказ Росприроднадзора
от 20.10.2010 № 311 (ред. от 29.10.2010 (далее – Приказ).
Согласно пункту 1 Приказа
территориальные органы Росприроднадзора наделены бюджетными полномочиями
администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального
бюджета бюджетной классификации Российской Федерации, на соответствующей
территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. В
соответствии с пунктом 2 Приказа территориальный орган Росприроднадзора как администратор доходов федерального бюджета на соответствующей
территории осуществляет: – проверки правильности начисления, полноты и своевременности
уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду; – взыскание задолженности по платежам в бюджет. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую
среду, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», нормативы платы за
негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством
Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2010 году с
коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46. Согласно пункту 1 статьи 51, статьям 57 и 62
БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит
зачислению: – в неналоговый доход федерального бюджета – по
нормативу 20 %; – в неналоговый доход бюджета субъектов Российской
Федерации – по нормативу 40 %; – в неналоговый доход в бюджеты муниципальных районов и
городских округов – по нормативу 40 %. В соответствии с постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 14.05.2009 № 8 с 1 января 2010 года утратил силу
подпункт б пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации
от 28.08.92 № 632, согласно
которому Правительство Российской Федерации предоставило органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации право по согласованию с
территориальными органами Минприроды России и Госкомсанэпиднадзора России
освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные
организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые
из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской
Федерации. 3.7. Плата
за использование лесов
В соответствии с Приложением № 4 ФЗ «О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» администратором
платы за использование лесов в части, поступающей в федеральный бюджет, является
Федеральное агентство лесного хозяйства. Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» ставки платы за
единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной
собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году,
применяются в 2010 году с коэффициентом 1,30. Кроме того, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов
(за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для
аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные
Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2010 году с
коэффициентом 1,13 (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете
на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»). Приложением № 1 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2010
год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрено, что в федеральный
бюджет в размере 100 % зачисляются в том числе: – плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод
земель лесного фонда в земли иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1
января 2007 года); – арендная плата за пользование участками лесного фонда
в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
лесопользования (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 года); – доходы от реализации древесины, полученной при
проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении
государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для
заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов,
расположенных на землях лесного фонда, согласно статьям 43-46 Лесного кодекса
Российской Федерации (ЛК РФ). Пунктом 4 статьи 5 ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год
и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрено, что средства от
реализации не вывезенной лесопользователями с мест рубок в течение
установленного срока или самовольно срубленной (секвестрованной) древесины, а
также от реализации древесины при размещении заказа на выполнение мероприятий по
охране, защите, воспроизводству лесов без продажи лесных насаждений для
заготовки древесины и древесины, полученной при использовании лесов,
расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46
ЛК РФ после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей также
подлежат перечислению в федеральный бюджет. Статьями 51 и 57 БК РФ установлено, что плата за
использование лесов в части: – минимального размера арендной платы и минимального
размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений зачисляется в доход
федерального бюджета по нормативу 100 %; – превышающей минимальный размер арендной платы и
минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также
платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд,
зачисляется в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу
100 %. |
|