Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности установленных требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный экологический контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями, и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. 

Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), устанавливающие порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). 

Государственный экологический контроль состоит из:

– государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

– государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

– государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

– государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

– государственного земельного контроля;

– государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

– государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;

– государственного лесного контроля и надзора.

Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной  власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее – уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ, государственный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.

Уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, федерального государственного экологического контроля.

 

4.1. Федеральный государственный экологический контроль

Приказом Минприроды России от 08.09.2010 № 364 утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Кемеровской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю

Федеральный государственный экологический контроль осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 26.07.2010 № 282 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля)».

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 300 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха».

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2010 году 49% являются нарушителями в области охраны атмосферного воздуха.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха

п/п

Показатели

Ед. измер.

Контроль в области охраны атмосферного воздуха

 

 

 

2009 год

2010 год

1

Проведено проверок, всего

шт.

185

131

 

в том числе:

 

 

 

 

плановых

шт.

107

81

 

внеплановых

шт.

78

50

2

Выявлено нарушений

шт.

280

188

3

Устранено нарушений

шт.

106

134

4

Выдано предписаний

шт.

233

139

5

Выполнено предписаний

шт.

106

141

6

Привлечено к административной ответственности, всего

шт.

145

186

 

в том числе:

 

 

 

 

юридических лиц

шт.

116

160

 

из них:

 

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

5

15

 

по ст. 20.25 КоАП РФ

шт.

4

12

 

должностных лиц

шт.

29

26

7

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

4410

5279

8

Взыскано штрафов

тыс. руб.

3422

4731

9

Постановления, направленные в службу судебных приставов, для принудительного взыскания штрафа

шт./тыс. руб.

6/270

15/374

 

из них: взыскано

шт./тыс. руб.

4/150

5/75

 

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

В 2010 году было проведено 117 проверок, из них  82 – плановых, 35 – внеплановых. Было проверено 111 хозяйствующих субъектов. В результате проверок было выявлено 158 нарушений законодательства в области обращения с отходами, 115 – устранено. Соотношение количества выявленных нарушений к устраненным нарушениям составляет 97,5%.

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2010 году 44% являются нарушителями в области обращения с отходами.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области обращения с отходами представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области обращения с отходами

п/п

Показатели

Ед. измер.

Контроль в области обращения с отходами

2009 год

2010 год

1

Проведено проверок, всего

шт.

144

117

 

в том числе:

 

 

 

 

плановых

шт.

105

82

 

внеплановых

шт.

39

35

2

Выявлено нарушений

шт.

171

158

3

Устранено нарушений

шт.

46

115

4

Выдано предписаний

шт.

107

118

5

Выполнено предписаний

шт.

43

116

6

Привлечено к административной ответственности, всего

шт.

50

44

 

в том числе:

 

 

 

 

юридических лиц

шт.

40

41

 

из них:

 

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

2

12

 

по ст. 20.25 КоАП РФ

шт.

3

4

 

должностных лиц

шт.

10

3

7

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

2170

3680

8

Взыскано штрафов

тыс. руб.

1513

2970

9

Постановления, направленные в службу судебных приставов, для принудительного взыскания штрафа

шт./тыс. руб.

3/250

4/350

 

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

В соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации от 3.06.2006 № 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

– требований к использованию и охране водных объектов;

– особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

– иных требований водного законодательства.

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) в отношении объектов, перечень которых утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 № 288 «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 26.08.2008 № 192 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» (с изменениями от 15.06.2010).

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Сведения о результатах проведения федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов

п/п

Показатели

Ед. измер.

2009 год

2010 год

1

Проведено проверок, всего

шт.

85

73

 

в том числе:

 

 

 

 

плановых

шт.

37

41

 

внеплановых

шт.

48

32

2

Выявлено нарушений

шт.

59

128

3

Устранено нарушений

шт.

42

44

4

Выдано предписаний

шт.

40

50

5

Выполнено предписаний

шт.

46

37

6

Привлечено к административной ответственности, всего

шт.

28

68

 

в том числе:

 

 

 

 

юридических лиц

шт.

24

65

 

должностных лиц

шт.

3

1

 

физических лиц

шт.

1

2

7

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

536

1449,6

8

Взыскано штрафов

тыс. руб.

486

227,7

9

Ущерб, предъявленный к взысканию в судебном порядке

шт./ тыс. руб.

1/125,1

3/80887,7

10

Взыскано ущерба

шт./ тыс. руб

3/88217,3

3/20753,8

 

Государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах.

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» (с изменениями от 25.03.2010) установлен порядок осуществления государственного лесного контроля.

Целями государственного пожарного надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Лесным кодексом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 № 595 «Об утверждении положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах» установлен порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах.

Государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отделом государственного лесного и пожарного контроля и надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области (Россельхознадзора) в 2010 году были проведены 4 плановые проверки исполнения переданных полномочий в сфере лесных отношений департаментом лесного комплекса Кемеровской области (3 – в 2009 году).

По результатам проверок был составлен 31 акт. С целью устранения выявленных нарушений выдано 4 предписания.

Во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 была проведена внеплановая проверка лесопользователей по выполнению условий договоров аренды в части соблюдения требований правил пожарной безопасности в лесах. Было проверено 26 лесопользователей, в том числе 15 – юридических лиц, 11 – индивидуальных предпринимателей. В результате проверок было выявлено 18 нарушений, из них 10 – юридическими лицами, 8 – индивидуальными предпринимателями. 

В рамках государственного контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2010 году Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области были проведены 2 внеплановые проверки по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах и подготовки к пожароопасному сезону особо охраняемой природной территории федерального значения (3 – в 2009 году).

В результате проверок нарушений не было выявлено.

 

Государственный земельный контроль.

Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «Об утверждении положения о государственном земельном контроле» (с изменениями от 21.04.2010).

Государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области осуществляется государственный земельный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

При этом осуществляется контроль за соблюдением:

– выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

– выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

– выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

– режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

– выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

За 2010 год было проведено 90 проверок (103 проверки в 2009 году), из них: 64 – плановые, 26 – внеплановые.

Было проверено 66 хозяйствующих субъектов. В результате проверок было выявлено 37 нарушений (31 нарушение в 2009 году).

Сумма наложенных административных штрафов за 2010 год составила 230 тыс. руб. (483,5 тыс. руб. в 2009 году). Взыскано штрафов – 227,7 тыс. руб. (484 тыс. руб. в 2009 году).

В 2010 году было выдано 26 предписаний (25 предписаний в 2009 году).

В течение 2010 года было устранено 31 нарушение (21 нарушение в 2009 году), выполнено 31 предписание (19 предписаний в 2009 году).

В течение 2010 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Кемеровской области было проведено 27 выездов для участия в комиссиях по приемке рекультивированных земель. Проведена приемка земель общей площадью 464,5 га (732,78 га в 2009 году).

Государственный земельный контроль в сфере компетенции Россельхознадзора осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 07.09.2009 № 411 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля».

При этом осуществляется контроль за соблюдением:

– выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

– выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

– выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Управлением Россельхознадзора по Кемеровской области в рамках государственного земельного контроля в 2010 году проведена 441 проверка (414 проверок в 2009 году) по соблюдению требований земельного законодательства, в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения на площади 226,49 тыс. га (610 тыс. га в 2009 году), из них 224,95 тыс. га на землях сельскохозяйственного назначения и 1,54 тыс. га на землях сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов.

По результатам проверок был составлен 441 акт государственного земельного контроля. Выявлены нарушения земельного законодательства на площади 0,648 тыс. га.

По выявленным нарушениям было возбуждено 135 административных дел (132 – в 2009 году). Сумма наложенных административных штрафов за 2010 год составила 644,5 тыс. руб. (636,7 тыс. руб. в 2009 году). Взыскано штрафов на сумму 585,5 тыс. руб. (461,8 тыс. руб. в 2009 году).

Выдано 117 предписаний (93 – в 2009 году).

 

Контроль и надзор в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На территории Кемеровской области функционируют две особо охраняемые территории федерального значения: Шорский национальный парк, Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».

Государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.

В 2010 году были проведены 2 внеплановые проверки в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Кемеровской области по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах и подготовки к пожароопасному сезону особо охраняемой природной территории федерального значения.

В результате проверок нарушений не было выявлено.

 

Контроль и надзор в области охраны и использования объектов животного и растительного мира.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.11.2008 № 843 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания», согласно которому задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми российскими и иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводстве и использовании объектов животного мира и среды их обитания.

Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В 2010 году Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, проверки не проводились  (1 проверка – в 2009 году).

 

Государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» установлен порядок проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (с изменениями от 02.02.2010).

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) на основании Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3.12.2007 № 319 (с изменениями от 17.09.2009).

В 2010 году в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования были направлены предложения по досрочному прекращению прав пользования недрами по пяти лицензиям, выданным ЗАО «Жерновская – 3», ООО «Шахта «Зеленогорская – Новая», ООО «ВАРД», ООО «Энергоуголь», ООО «ШахтИнвестКузбасс».

По фактам самовольного пользования недрами с целью добычи каменного угля в 2010 году проведено 7 внеплановых проверок, общераспространенных полезных ископаемых – 5 проверок (в 2009 году соответственно 7 и 9 проверок). Согласно составленных актов, объем самовольной добычи каменного угля составил 189,5 тыс. тонн (79 тыс. тонн в 2009 году), общераспространенных полезных ископаемых – 67 тыс. м3. Лица, занимающиеся самовольной добычей, привлечены к административной ответственности. Материалы проверок переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел и дальнейшего расследования.

Общие сведения о результатах проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр представлены в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Сведения о результатах проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

п/п

Показатели

Ед. измер.

Результаты контроля

В % к 2009 году

2009 год

2010 год

1

Проведено проверок,

шт.

168

125

74,4

 

в том числе:

 

 

 

 

 

плановых

шт.

120

101

84,2

 

внеплановых

шт.

48

24

50,0

2

Выявлено нарушений

шт.

285

289

101,4

3

Устранено нарушений

шт.

207

149

72,0

4

Выдано предписаний

шт.

188

212

112,8

5

Выполнено предписаний

шт.

153

144

94,1

6

Начислено штрафов

тыс. руб.

1929

14484

750,8

7

Взыскано штрафов

тыс. руб.

1799

8118

451,2

8

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

43

83

193,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

в прокуратуру

шт.

11

37

336,3

 

4.2. Федеральный государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Верхнеобского бассейнового округа на территориях шести субъектов Российской Федерации, в том числе на водных объектах рыбохозяйственного значения Кемеровской области.

Кемеровским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания в 2010 году была проведена 31 проверка, в ходе которых было проверено 52 объекта контроля, в том числе 37 предприятий промышленности, 15 прочих.

В ходе проведенных проверок было выявлено 37 нарушений (51 нарушение в 2009 году), в том числе 24 – на предприятиях промышленности, 13 – прочих. Было выявлено 274 нарушения, допущенные гражданами (9 – в 2009 году).

Привлечено к административной ответственности 27 юридических лиц (18 – в 2009 году), 10 должностных лица (42 – в 2009 году), 274 граждан (9 – в 2009 году).

Сумма начисленных административных штрафов за 2010 год составила 2350,67 тыс. руб. против 159,3 тыс. руб. в 2009 году. Взыскано штрафов 1606,804 тыс. руб. против 164,2 тыс. руб. в 2009 году.

По результатам расследования загрязнения среды обитания и фактов гибели водных биоресурсов в 2010 году предъявлено исков на сумму 177,847 тыс. руб., взыскано – 74,248 тыс. руб.  

По результатам контрольно-надзорных мероприятий было возбуждено 1481 административных дела, из них, связанных с правилами рыболовства – 1139, по незаконной торговле – 19, по охране среды обитания – 323.

У нарушителей правил рыболовства было изъято:

– запрещенных к применению орудий лова – 978, в том числе колющих – 27, сетных – 895, прочих – 56;

– транспортных средств – 216;

– незаконно добытых водных биоресурсов – 716,75 кг.

 

4.3. Региональный государственный экологический контроль

В соответствии со статьями 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)», Закона Кемеровской области от 18.01.2007 № 5-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды», в целях совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования, реализации Кемеровской областью своих полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 10.08.2010 № 343 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.07.2009 № 325 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного экологического контроля».

В соответствии с вышеуказанным постановлением, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляют:

1. Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, по следующим видам:

– государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

– государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

– государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;

– государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

2. Департамент лесного комплекса Кемеровской области:

– государственный лесной контроль и надзор.

3. Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области:

– государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

– государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В рамках государственного экологического контроля Кемеровской области государственными инспекторами Кемеровской области по охране природы в 2010 году было проведено 213 проверок (537 проверок в 2009 году), них 17 – плановых, 164 – внеплановых, 32 – по требованию прокуратуры.

По результатам проверок было выдано 109 предписаний об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды (308 – в 2009 году). Проведено 41 расследование по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В 2010 году было проведено 49 мероприятий по государственному экологическому контролю, в ходе которых осуществлялся контроль исполнения обязательных требований:

– водного законодательства – 37 проверок;

– законодательства об отходах производства и потребления – 30 проверок;

– законодательства об охране атмосферного воздуха – 20 проверок;

– законодательства о недрах – 2 проверки;

– порядка внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – 19 проверок.

Предметом 164 мероприятий по государственному экологическому контролю был контроль выполнения выданных предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В ходе проверок и административных расследований было выявлено 147 правонарушений (510 – в 2009 году). На рассмотрение по подведомственности передано 103 протокола об административном нарушении.

По результатам проверок, административных расследований и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, переданных по подведомственности, было вынесено 110 постановлений о назначении административного наказания – наложены административные штрафы за нарушения требований:

– законодательства об отходах производства и потребления – 18;

– законодательства об охране атмосферного воздуха – 14;

– водного законодательства – 62;

– законодательства о недрах – 14;

– порядка внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – 6;

– другие административные правонарушения – 30.

В 2010 году по результатам проверок исполнения предписаний, информация о 22 нарушителях природоохранного законодательства, продолжающих противоправные действия, была направлена в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования, понуждению к совершению действий по устранению правонарушений.

 

Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.11.2007 № 314 «О создании департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области» (с изменениями от 23.11.2010) полномочием департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области является осуществление государственного экологического контроля, а именно: государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кемеровской области, государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В 2010 году в рамках государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания было выявлено 592 нарушения (725 – в 2009 году), к административной ответственности привлечен 571 нарушитель (714 – в 2009 году), наложено штрафов на сумму 1670 тыс. руб. (826 тыс. руб. в 2009 году), взыскано штрафов на сумму 1225 тыс. руб. (771 тыс. руб. в 2009 году).

Должностными лицами департамента была выявлена незаконная добыча 92 голов охотничьих животных (56 – в 2009 году).

Материалы 21 административного дела по незаконной добыче охотничьих животных переданы в правоохранительные органы для правовой оценки.

 

Государственный лесной контроль и надзор.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» (с изменениями от 25.03.2010) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением лесничеств и лесопарков, подлежащих федеральному государственному лесному контролю и надзору.

В соответствии с законом Кемеровской области от 13.06.2007       № 75-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений» (с изменениями от 26.12.2009) полномочием департамента лесного комплекса Кемеровской области является осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Общие сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, представлены в табл. 4.5.

Таблица 4.5

Сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора

п/п

Показатели

2009 год

2010 год

1

Проведено контрольных мероприятий

2796

2630

2

Выявлено нарушений лесного законодательства, всего

578

453

 

в том числе,

 

 

 

случаев незаконной рубки леса

228

212

 

общий объем незаконно заготовленной древесины, м3

7753

12804

3

Причиненный ущерб лесу, тыс. руб.

56030

65978

4

Составлено протоколов об административных правонарушениях

425

309

5

Привлечено к административной ответственности, в том числе:

425

309

 

юридических лиц

34

64

 

должностных лиц

127

87

 

физических лиц

264

158

6

Наложено штрафов, тыс. руб.

1069,9

1104,0

7

Взыскано штрафов, тыс. руб.

1069,9

1100,3

8

Направлено дел в органы МВД

160

138

9

Возбуждено уголовных дел

132

107

10

Взыскано в бюджет, тыс. руб.

1026,3

1020,5

 

С целью профилактики незаконных порубок в 2010 году еженедельно проводились вертолётные рейды по территории области в рамках Соглашения с ГУВД по Кемеровской области «О противодействии незаконным рубкам».

Департаментом лесного комплекса Кемеровской области проводилась разъяснительная работа в средствах массовой информации об ответственности за нарушения лесного законодательства. С этой целью было подготовлено 515 сообщений, в том числе 72 выступления по телевидению, 166 – по радио, опубликовано 110 статей в печати, 221 сообщение в выпусках новостей центральных российских информационных агентств и 167 пресс-релизов на официальном сайте Администрации Кемеровской области.