Выброшенная пачка от чипсов, фантик от конфеты, жестяная банка… Казалось бы, ничего страшного, если выбросит одну бумажку один человек. Но в итоге улицы города превращаются в одну большую свалку.
Каждый человек должен понимать, что существует прямая связь между «мусорной ямой» и здоровьем человека. Поэтому проблема утилизации отходов должна волновать всех жителей нашей Земли.
Раздельный сбор отходов – один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.
Чтобы внедрить что-то в жизнь людей, нужно познакомить их с этим нововведением, необходимо проводить просветительские беседы с ребятами. В зависимости от возраста детей формы бесед должны быть разными: с малышами – это игровая форма, в ходе которой дети знакомятся с видами отходов и способами их утилизации, узнают о важности их мер для природы и каждого человека. В старших группах, проводя беседы на тему «Сортируем мусор – бережем природу», педагоги расширяли и углубляли знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.
Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 63» г. Белово в рамках занятий знакомили детей со свойствами различных материалов; уточняли знания детей о причинах возникновения мусора; формировали представления детей об утилизации мусора; о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; стимулировали интерес к исследовательской деятельности; воспитывали бережное отношение к чистоте улиц города.
Во время прогулки дети часто принимают участие в уборке территории своего участка и задают вопрос, откуда берётся столько мусора? Когда за мусором приезжает машина, дети спрашивали: «Куда вывозят мусорные контейнеры?» Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», воспитатели вместе с детьми решили изучить экологическое состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, ближайшего района) и сделали соответствующие выводы. Затем дети, отвечая на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш город, улица, территория детского сада были чистыми и ухоженными?», высказывали свои предположения.
Педагоги с малышами на прогулке рассматривали мусор, выявляли пути попадания его в природу, выясняли, может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, ее обитателям? Воспитатели учили дошкольников сортировать мусор (камешки, веточки). С детьми среднего дошкольного возраста провели серию экологических игр: «Экологические и дорожные знаки», «Что будет?», «Защитники природы», «Сортируем мусор правильно».
Сортировка мусора – это трудоёмкая работа, но это очень выгодно. Над этой проблемой стоит задуматься всем нам.
После нашего исследования педагоги и дети сформулировали несколько важных правил по обращению с отходами дома, чтобы хоть немного сократить их количество:
– не брать лишних бумажных и целлофановых пакетов в магазине или использовать их повторно, а при возможности выбора приобретать биопакеты;
–покупать напитки в бутылках, которые можно сдать;
– не покупать больше, чем может понадобиться;
– мусор складывать в мусорный мешок, прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать;
– мусор плотно паковать, чтобы не рассыпался по дороге;
– выбрасывать мусор в специально отведённые места;
– мелкий мусор на улице выбрасывать в урны;
– одежду, обувь, старые игрушки, книги можно передать кому-либо в дар;
– пищевые отходы можно использовать для приготовления удобрений (компостирование);
– никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.
Изучая с детьми проблему мусора и его утилизации, все пришли к следующим выводам:
– с детства (в семье, в детском саду, в школе) необходимо соблюдать порядок и чистоту не только в собственной квартире, но и в подъезде, во дворе, в городе;
– в супермаркетах и в быту пользоваться упаковочными материалами, которые являются экологически безопасными и легко разлагаются;
– в каждом, даже в самом маленьком городе, должны быть хорошо организованы сбор мусора, чтобы было чисто и красиво, и не было угрозы для здоровья людей.
В организациях дополнительного образования детей также ежедневно проводится практико-ориентированная экологическая деятельность. Дети учатся заботиться о животных, содержащихся в живых уголках. Так, для кормления животных нужно вырастить растения. Дети учатся ухаживать за растениями и за лето полили порядка 2000 корней овощных культур.
Для работы детских объединений отдела фитодизайна в осенне-зимний период было собрано 250 штук тысячелистника, 100 штук льна, 50 штук статицы.
За время работы в летней трудовой смене подростки научились работать в коллективе, соблюдать технику безопасности при работе с растениями и инструментами; планировать и оформлять цветники, ухаживать за ними.
В процессе работы с многолетними, однолетними культурами знакомились их названиями, агротехническими приёмами выращивания, с основами ландшафтного дизайна, с понятиями «альпийская горка», «водоём», «сухой ручей», «бордюр», «рабатка», «клумба», «газон».
Знания и практические навыки, полученные во время работы в летней трудовой смене, пригодятся подросткам в повседневной жизни и при выборе будущей профессии.
Управление образования Беловского городского округа