Содержание

Введение

Часть I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Часть II. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Часть III. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Раздел 1.ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Раздел 2. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Раздел 3. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Раздел 4. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

Часть IV. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРАХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧАСТЬ V. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Заключение

Сведения об источниках информации




Часть III. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Раздел 4. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

4.1. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера

На территории Кемеровской области на 31.12.2009 года в Главном управлении МЧС России по Кемеровской области зарегистрировано 5 чрезвычайных ситуаций (ЧС), что на 12 случаев меньше, чем в 2008 году. Все чрезвычайные ситуации 2009 года относятся к техногенным, а каждая ЧС не выше локального уровня.

На объектах горнодобывающей отрасли в 2009 году произошла одна ЧС (в 2008 году – 2 ЧС).

Природные ЧС на территории Кемеровской области в 2009 году не наблюдались.

Динамика количественных показателей чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, произошедших в 2006-2009 годах, представлена в табл. 4.1.


Таблица 4.1

Количественные показатели чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших на территории Кемеровской области в 2006-2009 годах

Виды техногенных чрезвычайных ситуаций

Количество ЧС, ед.

Погибло, чел.

Пострадало, чел.

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

Аварии,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гидродинамические

2

-

-

-

-

-

-

-

147

-

-

-

на железнодорожном транспорте, включая крушения

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород

1

3

2

1

3

152

5

2

4

567

32

2

Пожары в здании жилого назначения

13

22

15

1

29

43

5

6

29

52

32

6

На магистральных трубопроводах, внутрипромысловых нефтепроводах

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

Катастрофы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

авиационные

2

1

-

-

6

4

-

-

23

4

-

-

автомобильные крупные

2

-

-

2

10

-

-

11

12

-

-

17

 

Такие виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера, как аварии на грузовых и пассажирских судах, коммунальных системах жизнеобеспечения, тепловых сетях в холодное время года, электроэнергетических системах, связанных с выбросом радиоактивных и активных химически опасных веществ; взрывы (включая пожары) на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов; катастрофы, включающие обнаружение неразорвавшихся боеприпасов и взрывчатых веществ, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, с 2006 по 2009 год отмечены не были, за исключением 2009 года, в котором произошла одна ЧС (авария на магистральном трубопроводе (газопроводе).

Основной причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Кемеровской области в 2009 году являлись износ промышленного оборудования, низкий уровень производственной дисциплины, несоблюдение техники безопасности.

В 2009 году были приняты меры по снижению риска и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного характера, имеющих определенную цикличность. В основу данной работы положены долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы возможных ЧС цикличного характера, разработанные на основе анализа событий прошлых лет и текущей обстановки. Проведенные мероприятия позволили управлять ситуацией и в большинстве случаев не допустить выхода ее из-под контроля. Наглядным примером может служить проведение заблаговременных мероприятий по защите населения и территории области от весеннего половодья и лесных пожаров. Изучение возможной оперативной обстановки в наиболее уязвимых местах на реках и водоемах области началось с февраля месяца, т. е. за 3 месяца до начала паводкового процесса. На основе фоновых и предварительных прогнозов погодных условий, финансового положения организаций, состояния сил и средств были уточнены вопросы взаимодействия, планы инженерно-технических мероприятий и их обеспечение. В разработанной нормативно-правовой базе (постановления администрации области, решение Комитета по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности) по организации пропуска паводковых вод и по подготовке населения и территории области к лесопожарному сезону были определены:

– перечни первоочередных мероприятий;

– привлекаемые силы и средства;

– взаимодействующие органы на весь период паводка и пожароопасного сезона;

– порядок материально-технического обеспечения.

Контроль за выполнением мероприятий, определенных нормативно-правовой базой по данным вопросам возложен на Главное управление МЧС России по Кемеровской области.

На случай природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в области созданы запасы средств жизнеобеспечения населения, которые позволяют в экстремальных ситуациях обеспечить пострадавших всем необходимым. Были созданы запасы угля, мазута, газа, создан резерв материально-технических ресурсов, подготовлены к работе котельные и магистральные теплосети, созданы запасы медикаментов в центре медицины катастроф.

 

Оценка опасностей и характеристика потенциально опасных объектов

Угрозы химической опасности

Кемеровская область имеет широкий спектр техногенных источников опасности, приводящих к возникновению ЧС, в число которых входят 51 химически опасный объект, расположенный на территории городов и районов области, а также крупные железнодорожные узлы и станции, расположенные на участке транссибирской магистрали.

Наибольшую опасность представляют предприятия химической промышленности ОАО «Химпром», ОАО «Азот», расположенные в городе Кемерово.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах, являются чрезвычайно высокий износ технологического оборудования и трубопроводных систем, а также человеческий фактор.

Решение сложной и многоаспектной проблемы обеспечения химической безопасности населения области с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с выбросом (выливом) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) требует создания концепции, определяющей стратегические направления снижения угроз на территориальном уровне.

В связи с этим в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах в области создана и работает межведомственная комиссия Администрации Кемеровской области по обследованию объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения. Руководители предприятий регулярно выступают с докладами на заседаниях данной комиссии.

Для решения вопросов по прогнозированию и оценке радиационной и химической обстановки разработаны компьютерные программы с использованием электронной карты Кемеровской области, на каждый химически опасный объект по рекомендациям Сибирского регионального центра МЧС России разработаны шаблоны, имеющие полную информацию об объекте и последствиях возникшей чрезвычайной ситуации с выбросом (выливом) АХОВ.

 

Потенциальные опасности в промышленности

На территории Кемеровской области располагается 310 пожаро- и взрывоопасных объектов экономики. Кроме того, через города и районы области осуществляется перевозка взрывчатых веществ железнодорожным транспортом. Погрузка взрывчатых веществ осуществляется на 5 железнодорожных станциях, выгрузка производится на 32. Характеристика потенциально опасных объектов (ПОО) приведена в таблице 4.2.


Таблица 4.2

Характеристика потенциально опасных объектов (ПОО)

Наименование ПОО

Количество объектов, ед.

Численность населения в зоне вероятной ЧС, тыс. чел

Разработано паспортов безопасности, в % от установленного количества

Локальные системы оповещения

Степень износа, %

Основных производственных фондов

Систем Защиты

Радиационно-опасные

-

-

-

-

-

-

Химически опасные

51

667,73

100

-

67

65

Взрывоопасные

78

442,52

100

-

-

3,5

Пожароопасные

114

632,16

100

-

-

3,5

Взрывопожароопасные

53

1074,68

100

-

-

3,5

Гидротехнические сооружения

22

49877

100

-

-

3,5

 

Опасности на транспорте

 Общая протяженность железных дорог общего пользования по области составляет 1800 км. Наиболее крупными железнодорожными узлами являются гг. Кемерово, Новокузнецк, Белово, Тайга. В случае возникновения аварии на железной дороге может произойти разлив цистерн с АХОВ. Местом аварии может быть любой участок дороги. Наибольшую опасность для населения представляют аварии на железнодорожных узлах и железнодорожных станциях, где происходит скопление вагонов с АХОВ и взрывчатыми веществами.

Следует отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, взрывчатых, химических, радиоактивных и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.

По территории области проходит федеральная магистральная автомобильная дорога «Байкал» М–53. Протяженность в границах Кемеровской области 460 км.

Также по территории области проходят нефте-, и газопроводы. Общая протяженность трассы нефтепровода Омск – Иркутск в однониточном исчислении (всего две нити) составляет 983,9 км. Продукт перекачки – товарная нефть. В случае возникновения аварии на нефтепроводе возможны следующие опасности: повреждение трубопровода с утечкой нефти вследствие посторонних воздействий, природных явлений, эксплуатационных неполадок, механических повреждений. Это может привести к загрязнению территорий, водоемов, пахотных земель при розливе нефти. Так же выход нефти может сопровождаться возгоранием, что ведет к уничтожению лесных массивов, посевов, жилых и промышленных зданий.

По территории Кемеровской области проходит 2 нитки магистрального газопровода высокого давления общей протяженностью 327 км. Наиболее опасными участками трассы являются пересечения с автомобильными и железными дорогами, а также участки с водными переходами и линии электропередач. Основными опасностями на газопроводе являются: разрывы, разрушение изоляции, коррозии, что в свою очередь может привести к утечке газа или разрушению трубопровода с возгоранием. Характеристика опасности на транспорте представлена в таблице 4.3.

 

Таблица 4.3

Характеристика опасности на транспорте

Наименование видов транспорта

Протяженность (количество) объектов, ед., тыс. км

Объем перевозок населения и грузов, пассажиро/км (тонно/км)

Показатель аварийности ед., тыс. км

Степень износа основных производственных фондов, в %

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

Железнодорожный

32

32

50,0 пас./км

50,0 пас./км

-

-

20

418 ж/д подъездных путей

418 ж/д подъездных путей

173,859 тыс. тонн/км

173,859 тыс. тонн/км

Автомобильный

29,586

29,586

2336913,6 тыс. пас. /км

2336913,6 тыс. пас. /км

0,12

0,12

1,12

39328 тыс. тонн/км

39328 тыс. тонн/км

Воздушный

6

6

16,1 пас./км

16,1 пас./км

-

-

70

9,7 тонн/км

9,7 тонн/км

 

 

 

Речной

10

10

271 пас./км

271 пас./км

-

-

50

Магистральный трубопроводный:

 

 

 

 

 

 

 

нефтепроводы

0,492

0,492

-

-

-

-

23

газопроводы

0,327

0,327

-

-

-

-

28

продуктопроводы

0,78

0,78

-

-

-

-

19

 

Профилактика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Для предотвращения возникновения источников ЧС и снижения тяжести их последствий в Кемеровской области проводятся следующие организационные и инженерно-технические мероприятия:

– строительство базисных складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей за пределами зон возможных разрушений. Ограничение размещения в городской застройке базисных складов твердых сгораемых веществ и материалов;

– разработка непрерывных технологических процессов производства, исключающих наличие промежуточных емкостей с пожароопасными продуктами;

– разработка и внедрение автоматических систем обнаружения и тушения пожаров на категорированных объектах экономики;

– подземная прокладка в городах отнесенных к группам по ГО, всех основных распределительных и внутриплощадочных газопроводов высокого и среднего давления;

– строительство зданий и сооружений в зоне возможных землетрясений в сейсмическом исполнении;

– переход на использование нетоксичного компонента для водоочистки – гипохлорита натрия вместо хлора;

– строительство и ремонт дамб на реках и водоемах;

– заблаговременная очистка и подготовка водостоков к пропуску воды;

– подготовка мероприятий по эвакуации и вывозу населения из зон ЧС;

– планирование и осуществление аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

– подготовка личного состава аварийно-спасательных формирований (АСФ) и нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ связанных с ликвидацией ЧС;

– совершенствование знаний и практических навыков личного состава АСФ и НАСФ и их оснащенности;

– проверка наличия средств оповещения и порядка действий населения по сигналам об угрозе возникновения ЧС;

– принятие на местном уровне нормативно-правовых актов, определяющих права, полномочия, функциональные обязанности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны и их должностных лиц;

– обеспечение высокой готовности КЧС и ПБ, органов управлений по делам ГО и ЧС для перехода к работе в ЧС, эффективного руководства работами в этих условиях.

 

Выводы о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Подготовка по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кемеровской области в 2009 году осуществлялась в соответствии с планом основных мероприятий Кемеровской области на 2009 год, утвержденным Губернатором Кемеровской области и согласованным с начальником Сибирского регионального центра МЧС России. Конкретная работа по совершенствованию территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ТП РСЧС) Кемеровской области и ее звеньев, повышению эффективности защиты населения потенциально опасных городов, районов и населенных пунктов, практические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, позволили решить поставленные задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Переоснащение органов управления и сил РСЧС высокоэффективными техническими средствами для проведения спасательных работ осуществлялись по мере финансирования.

Подводя итоги 2009 года, в Кемеровской области произошло 5 чрезвычайных ситуаций в которых: погибло 19 человек, пострадало 25 человек, а материальный ущерб составил 48916 тыс. руб.

Чрезвычайных ситуаций природного характера и биолого-социального характера в 2009 году на территории Кемеровской области не произошло.

 

4.2.Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера

Массовые инфекционные заболевания и отравления людей

В 2009 году на территории Кемеровской области был зафиксирован 1 случай групповых инфекционных заболеваний. На протяжении ряда последних лет отмечается положительная динамика в структуре и количестве заболевших.


Таблица 4.4

Сведения о массовых инфекционных заболеваниях и отравлениях людей

Заболевания и отравления людей

Количество Групповых заболеваний отнесенных к чрезвычайным ситуациям (ед.) и их масштаб

Изменение %

Количество неблагополучных районов, ед.

Изменение, %

Число потерь населения, чел.

Заболело

Изменение, %

Умерло

Изменение, %

 

2008

2009

 

 2008

 2009

 

2008

2009

 

2008

2009

 

Инфекционные

-

1 (режим ЧС не вводился)

-

-

1

-

-

25

-

-

-

-

Паразитарные (трихинеллез)

-

1 (режим ЧС не вводился)

-

-

1

-

-

23

-

-

-

-

Пищевая токсикоинфекция

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Другие отравления

-

-

-

-

 

-

-

-

-

-

-

-

 

Основными причинами чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера являются неблагоприятные социально-бытовые условия населения (плохое качество питьевой воды, старые коммунальные сети, низкий материальный уровень населения, недостаточно эффективное медицинское обеспечение населения).

Активации природных очагов туляремии и лептоспироза не наблюдалось.

На сегодня остаются опасными в плане возникновения массовых инфекционных заболеваний острые кишечные инфекции, туберкулез, венерические заболевания, сальмонеллез, вирусный гепатит, острые респираторные инфекции (грипп и др.), остро стоит проблема распространения ВИЧ-инфекции (резкий рост за последние годы). Остается угроза завоза на территорию области карантинных и других опасных инфекций, в частности, холеры, сибирской язвы, геморрагической лихорадки. В 2009 году с момента поступления информации о появлении случаев заболевания гриппа А(H1N1) в области проводилась активная работа по ограничению возможного распространения волны заболевания.

 

Профилактика массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей

В целях предупреждения массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей активно проводится работа по санитарно-гигиеническому воспитанию. В течение года проводилось информирование населения по средствам массовой информации о мерах личной и общественной профилактики острых респираторных вирусных инфекций (в том числе и гриппа А(H1N1)), кишечных инфекций. Также активно проводилась вакцинация населения против сезонного гриппа.


Таблица 4.5

Состояние профилактики массовых инфекционных заболеваний людей

Наименование заболеваний людей

Количество неблагополучных районов, ед.

Численность населения в неблагополучных районах, чел.

Всего

Охваченных профилактическими мероприятиями

Всего

Подвергнутых профилактике

Инфекционные

1

1

22113

22113

Паразитарные

1

1

55646

55646

Пищевая токсикоинфекция

-

-

-

-

Прочие отравления

-

-

-

-

 

В результате проведенных мероприятий по итогам 2009 год в Кемеровской области отмечается положительная динамика в отношении снижения уровня инфекционных заболеваний в целом.