|
|
Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 3.1. Классификация
налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами Экономическое
регулирование природопользования осуществляется с целью создания равных
экономических условий для приропользователей, использующих природные ресурсы, и
формирования экономических стимулов к соблюдению природоохранного
законодательства. Основой
экономического механизма управления природно-ресурсным комплексом являются
фискальные платежи (налоги, сборы) за пользование природными ресурсами и
негативное воздействие на окружающую среду. Согласно
статье 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (ред. от 14.07.2008) к методам экономического регулирования в области
охраны окружающей среды относятся: -
разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на
основе экологических прогнозов; -
разработка федеральных программ в области экологического развития Российской
Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов
Российской Федерации; -
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях
предотвращения причинения вреда окружающей среде; -
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; -
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и
микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и
другие виды негативного воздействия на окружающую среду; -
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных
объектов; -
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду; -
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих
технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и
переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране
окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; -
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе
экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; -
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; -
иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному
осуществлению охраны окружающей среды. В
истекшем году было принято несколько законодательных актов, вступающих в силу в
2008 году, корректирующих порядок исчисления, взимания отдельных налогов,
сборов и других платежей за пользование природными ресурсами (ресурсные
платежи) и контроль за их поступлением. К их
числу следует отнести Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов» (ред. от
08.11.2008) (далее - ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов»), который содержит нормы индексации ставок отдельных
видов ресурсных платежей, и Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ),
регламентирующий порядок зачисления платежей в бюджеты разного уровня. Информация
о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение
окружающей среды в 2008 году представлена законом Кемеровской области от
01.06.2009 № 51-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2008 год». Таблица 3.1 Налоги,
сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами в 2008 году,
тыс. руб.
Поступление платежей за
негативное воздействие на окружающую среду в бюджет области от административных
территорий за 2008 год представлено на рис. 3.1. Рис. 3.1.
Поступление в бюджет Кемеровской области платежей за негативное воздействие на
окружающую среду, тыс. руб. Структура поступления
основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Кемеровской
области приведена на рис. 3.2. Рис. 3.2. Структура
поступления основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет
Кемеровской области в 2008 году, тыс. руб. 3.2. Налог на добычу
полезных ископаемых В 2008 году налог на
добычу полезных ископаемых исчислялся в порядке, установленном главой 26
Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной Федеральным
законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а так же о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (в ред.
27.07.2006). В 2008 году вступил в
силу Федеральный закон от 29.11.2007 № 284-ФЗ, которым внесены изменения в
главу 26 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых
полезных ископаемых определяется, исходя из сложившихся у налогоплательщика за
налоговый период цен реализации без учета субсидий, а не государственных
субвенций, как было ранее. Если налогоплательщик
применяет указанный способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного
ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в
текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом
периоде) цен реализации добытого полезного ископаемого без учета субсидий из
бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. 3.3. Плата за недра В 2008 году платежи за
пользование недрами исчислялись на основании Закона Российской Федерации от
21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 18.07.2008) (далее - Закон РФ «О
недрах»). В систему платежей в
сфере недропользования, установленную Законом РФ «О недрах», входят: - разовые платежи за
пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в
лицензии; - регулярные платежи за
пользование недрами; - плата за геологическую
информацию о недрах; - сбор за участие в
конкурсе (аукционе); - сбор за выдачу
лицензии. Федеральным законом от
29.04.2008 № 58-ФЗ в часть 2 статьи 40 Закона РФ «О недрах» введено
новое правило определения разовых платежей за пользование недрами, применяемое
в случаях проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр
федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в
процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных
инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством
Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права
пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в
соответствии с частью 5 статьи 2.1 Закона РФ «О недрах»
1
. В
указанных случаях минимальный (стартовый) размер разового платежа за
пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и
оценку такого месторождения полезных ископаемых (не менее чем 10 %
величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую
мощность добывающей организации). Приказом Федерального
агентства по недропользованию (Роснедра) от 05.05.2008 № 417 утверждены
Временные методические рекомендации по определению стартовых размеров разовых
платежей за пользование недрами при подготовке конкурсов и аукционов на право
пользования участками недр, содержащими твердые полезные ископаемые. Федеральным законом от
18.07.2008 № 120-ФЗ часть 3 статьи 40 Закона РФ «О недрах» дополнена
положением, учитывающим случаи предоставления участков недр без проведения
конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для
геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых,
осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве
краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр. Разовые
платежи за пользование недрами на таких участках устанавливаются в лицензии на
пользование недрами в размере, который определяется в установленном
Правительством Российской Федерации порядке. 3.4. Водный налог и
плата за пользование водными объектами В 2008 году Водный налог
исчислялся в порядке, установленном главой 25.2 НК РФ. Приказом Федерального агентства водных ресурсов
(Росводресурсы) от 25.12.2007 № 262 «Об утверждении доходов и расходов
Федерального агентства водных ресурсов на 2008 год и на плановый период 2009 и
2010 годов и мероприятиях по реализации Федерального закона от 24.07.2007
№ 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и
2010 годов» утвержден Перечень подведомственных администраторов доходов (далее
- Перечень). В Перечень администраторов доходов включены органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с
частью 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ)
осуществляют полномочия по предоставлению водных объектов или их частей,
находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях
субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования,
решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев,
указанных в части 1 статьи 21 ВК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ВК РФ плата за
пользование водным объектом или его частью взимается на основании договора водопользования. Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»
утверждены правила подготовки и заключения договора водопользования. 3.5. Сбор за
пользование объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами Администратором сбора за
пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России). Данные
сборы исчислялись в порядке, установленном главой 25.1 НК РФ. Федеральным законом от
29.11.2007 № 285-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.1 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ № 285-ФЗ) изменен
перечень объектов водных биоресурсов, за вылов которых уплачивается сбор. Кроме
того, скорректированы размеры ставок сбора по отдельным видам водных
биоресурсов, установленных статьей 333.3 НК РФ. Также ФЗ № 285-ФЗ
уточнены критерии признания рыбохозяйственных организаций с целью применения
льготных ставок сбора в размере 15 % от общеустановленных (изменена
редакция пункта 7 статьи 333.3 НК РФ). Данной льготой вправе воспользоваться не
только градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации,
включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, но и
российские рыбохозяйственные организации, в том числе рыболовецкие артели
(колхозы). В этих целях градо- и
поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются
организации, численность работников которых составляет не менее 25 %
численности населения соответствующего населенного пункта, которые
эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые
суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с
законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими
рыбной продукции и (или) добытых (выловленных) объектов водных биологических
ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема
реализуемой ими продукции. Пункт 7 статьи 333.3 НК
РФ также дополнен определением рыбохозяйственных организаций. Это организации,
осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их
первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных
основных средствах) и реализующих эту продукцию при условии, что в общем доходе
от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от
реализации добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов и (или)
произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 %. 3.6. Плата за
негативное воздействие на окружающую среду В соответствии с
Приложением № 6 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов» администратором платы за негативное воздействие на
окружающую среду является Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). При исчислении платы за
негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктом 3 статьи 3
ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»,
нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные
Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в
2008 году с коэффициентом соответственно 1,48 и 1,21. Согласно пункту 1 статьи
51, статьям 57 и 62 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду
подлежит зачислению: - в неналоговый доход
федерального бюджета - по нормативу 20 %; - в неналоговый доход
бюджета субъектов Российской Федерации - по нормативу 40 %; - в неналоговый доход в
бюджеты муниципальных районов и городских округов - по нормативу 40 %. Приказом Ростехнадзора от
27.03.2008 № 182 «О внесении изменений и дополнений в Приказ Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007
№ 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на
окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за
негативное воздействие на окружающую среду» (зарег. в Минюсте РФ
05.05.2008 № 11626) внесены изменения в бланк расчета платы за негативное
воздействие на окружающую среду и в порядок его заполнения, вступившие в силу с
20 июня 2008 года. Письмом Ростехнадзора от
13.05.2008 № 04-09/699 разъяснен вопрос о порядке применения коэффициента
0,3 при расчете платы за размещение отходов производства и потребления. Так, в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003
№ 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих
веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и
потребления», нормативы платы за размещение отходов производства и потребления
в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3
при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных
площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и
расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Применение базовых нормативов платы, а также поправочных коэффициентов
конкретизировано Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за
загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством природных
ресурсов Российской Федерации от 26.01.93 (зарег. в Минюсте РФ 24.03.93
№ 190) (далее - Инструктивно-методические указания). В соответствии с
пунктом 4.6 Инструктивно-методических указаний коэффициент 0,3 применяется в
случаях размещения отходов на территориях, принадлежащих природопользователям. Таким образом, исходя из
совокупности указанных нормативных правовых актов, следует, что коэффициент 0,3
при расчете платы применим при размещении отходов в пределах установленных
лимитов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных
в соответствии с установленными требованиями и расположенных на территории,
принадлежащей природопользователю. 3.7. Плата за
использование лесов В соответствии с
Приложением № 6 ФЗ № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов» администратором платы за использование лесов в части,
поступающей в федеральный бюджет, является Федеральное агентство лесного
хозяйства (Рослесхоз). В соответствии с пунктом
2 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и
2010 годов» ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением
древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного
участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством
Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,07. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 363 внесены изменения в
ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади
лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310. Приказом Рослесхоза от
29.02.2008 № 60 (зарег. в Минюсте России от 13.03.2008 № 11329)
утратили силу Приказы Рослесхоза, устанавливающие ставки лесных податей, а
также ставки платы за гектар, находящихся в пользовании участков лесного фонда
по перечню: - от 14.09.2005
№ 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню»
(зарег. в Минюсте России от 20.09.2005 № 7022); - от 25.10.2005
№ 285 «О ставках лесных податей за побочное лесопользование» (зарег. в
Минюсте России 19.01.2006 № 7393); - от 25.10.2005
№ 286 «О ставках лесных податей за заготовку второстепенных лесных
ресурсов» (зарег. в Минюсте России 19.01.2006 № 7386); - от 25.10.2005
№ 287 «О ставках лесных податей за заготовку живицы» (зарег. в Минюсте
России 26.01.2006 № 7415); - от 27.10.2005
№ 288 «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного
хозяйства от 14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину,
отпускаемую на корню» (зарег. в Минюсте России 26.01.2006 № 7414); - от 07.12.2005
№ 323 «О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда для
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей» (зарег. в Минюсте
России 20.01.2006 № 7400); - от 07.12.2005
№ 324 «О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда для
нужд охотничьего хозяйства» (зарег. в Минюсте России 16.01.2006 № 7371); - от 13.02.2006 № 35
«О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от
14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на
корню» (зарег. в Минюсте России 25.04.2006 № 7731); - от 24.05.2006
№ 110 «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного
хозяйства от 07.12.2005 № 323 «О ставках лесных податей за пользование
участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и
спортивных целей» (зарег. в Минюсте России 17.07.2006 № 8092); - от 08.08.2006
№ 145 «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного
хозяйства от 14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину,
отпускаемую на корню» (зарег. в Минюсте России 14.09.2006 № 8244); - от 25.08.2006
№ 155 «О ставках платы за гектар находящихся в пользовании участков лесного
фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением
лесопользования» (зарег. в Минюсте России 14.09.2006 № 8236); - от 31.08.2006
№ 160 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню в
порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и
болезнями леса, ветром, пожарами, и в результате других стихийных бедствий»
(зарег. в Минюсте России 15.09.2006 № 8308); - от 11.12.2006
№ 279 «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства
от 14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на
корню» (зарег. в Минюсте России 05.02.2007 № 8884). С 1 апреля 2008 года,
согласно перечню утративших силу постановлений Правительства Российской
Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от
13.03.2008 № 169, утратило силу постановление Правительства Российской
Федерации от 13.01.2006 № 9 «О внесении изменения в Правила расчета и
взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в
целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и
за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». 1Часть 5 статья 2.1 применяется в случаях открытия месторождений полезных
ископаемых после дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 №
58-ФЗ и не применяется в отношении участков недр, которые предоставлены в
пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и
добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на
которых пользователь недр завершил
геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и
добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу Федерального закона от
29.04.2008 № 58-ФЗ. |