|
|
Часть VI.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 3.1. Классификация налогов, сборов и других платежей за
пользование природными ресурсами Экономическое
регулирование природоохранной деятельности осуществляется с целью формирования у
хозяйствующего субъекта экономического интереса в соблюдении экологических
требований, установленных законодательством. Основой
экономического механизма управления природно-ресурсным комплексом являются
фискальные платежи (налоги, сборы) за пользование природными ресурсами и
негативное воздействие на окружающую среду. Согласно
статье 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» (ред. от 14.03.2009) к методам экономического регулирования в
области охраны окружающей среды относятся: –
разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на
основе экологических прогнозов; –
разработка федеральных программ в области экологического развития Российской
Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов
Российской Федерации; –
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях
предотвращения причинения вреда окружающей среде; –
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; –
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и
микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и
другие виды негативного воздействия на окружающую среду; –
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных
объектов; – проведение
экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду; –
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших из существующих
технологий и нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке
отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей
среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; –
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе
экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; –
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; – иные
методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному
осуществлению охраны окружающей среды. В
истекшем году было принято несколько законодательных актов, вступающих в силу в
2009 году, корректирующих порядок исчисления, взимания отдельных налогов,
сборов и других платежей за пользование природными ресурсами (ресурсные
платежи) и осуществление контроля за их поступлением. К их числу
следует отнести Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 и на плановый период 2010 и
2011 годов» (ред. от 02.12.2009) (далее – ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и
на плановый период 2010 и 2011 годов»), который содержит нормы индексации
ставок отдельных видов ресурсных платежей, и Бюджетный кодекс Российской
Федерации (далее – БК РФ), регламентирующий порядок зачисления платежей в
бюджеты разного уровня. Информация
о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение
окружающей среды в 2009 году представлена Управлением Федеральной налоговой
службы по Кемеровской области (УФНС России по Кемеровской области),
Южно-Сибирским управлением Федеральной службы по технологическому,
экологическому и атомному надзору. Сводные данные изложены в табл. 3.1 в соответствии с областным
законодательством о бюджете на 2009 год (закон Кемеровской области от
30.11.2008 № 122-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов», закон Кемеровской области от 09.06.2010 № 56-ОЗ «Об исполнении областного
бюджета за 2009 год»). Таблица 3.1 Налоги,
сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами в 2009 году, тыс. руб.
Поступление платежей за негативное воздействие на окружающую
среду в бюджет области от административных территорий за 2009 год представлено
на рис. 3.1. Рис. 3.1. Поступление в
бюджет Кемеровской области платежей за негативное воздействие на окружающую
среду, тыс. руб. Структура поступления основных платежей за пользование
природными ресурсами в бюджет Кемеровской области приведена на рис. 3.2. Рис. 3.2. Структура
поступления основных платежей за пользование природными ресурсами в бюджет
Кемеровской области в 2009 году, тыс. руб. 3.2. Налог на добычу полезных ископаемых В 2009 году налог на добычу полезных ископаемых (далее –
НДПИ) исчислялся в порядке, установленном главой 26 Налогового кодекса
Российской Федерации (НК РФ), введенной Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а так же о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (в ред.
27.07.2006). В 2009 году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ, которым внесены изменения в
главу 26 НК РФ. Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 340 НК РФ для целей начисления НДПИ
учитываются суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном
статьями 256-259.2 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по
амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых. Постановлением Правительства Российской Федерации от
23.07.2009 № 605 внесены изменения в Правила утверждения нормативов потерь полезных
ископаемых, применяемых при налогообложении НДПИ. В соответствии с изменениями, нормативы потерь твердых
полезных ископаемых уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических
условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения,
планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов
развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок
разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки
месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных
ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку
месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не
уточняются. 3.3. Плата за недра В 2009
году платежи за пользование недрами исчислялись на основании Закона Российской
Федерации от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 17.07.2009) (далее –
Закон РФ «О недрах»). В
систему платежей в сфере недропользования, установленную Законом РФ «О недрах», входят: –
разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий,
оговоренных в лицензии; –
регулярные платежи за пользование недрами; –
плата за геологическую информацию о недрах; – сбор
за участие в конкурсе (аукционе); – сбор
за выдачу лицензии. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 206 утверждено Положение о возмещении
расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы
уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за
пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой статьи
2.1 Закона РФ «О недрах» отказано в предоставлении права пользования участком
недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального
значения, и о выплате им вознаграждения. С 30
января 2009 года вступила в силу Методика расчета минимального (стартового)
размера разового платежа за пользование недрами, утвержденная Приказом
Министерства природных ресурсов и экологии от 30.09.2008 № 232 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 22.12.2008 № 12914). В
соответствии со статьей 40 Закона РФ «О недрах» постановлением Правительством Российской
Федерации от 04.02.2009 № 94 утверждены Правила определения размера разовых платежей
за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование
без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых
или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых,
осуществляемых по совмещенной лицензии, а также установлено, что определение
размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые
предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки
и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и
добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за
исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года)
пользования участков недр, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию
при оформлении лицензии на пользование недрами. 3.4. Водный налог и плата за пользование водными объектами В 2009
году Водный налог исчислялся в порядке, установленном главой 25.2 НК РФ. Согласно Приложению № 4 ФЗ «О
федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
администратором доходов платы за пользование водными объектами, находящимися в
федеральной собственности, является Федеральное агентство водных ресурсов
(Росводресурсы). Приказом Росводресурсов от 12.12.2008
№ 292
«Об администрировании доходов в 2009 году» утвержден Перечень подведомственных
администраторов доходов федерального бюджета (далее – Перечень). В Перечне закреплены полномочия
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, в части
администрирования доходов бюджетов бюджетной системы. К числу доходов,
контролируемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, относится плата за пользование водными объектами,
находящимися в федеральной собственности, по договорам, заключаемым субъектами
Российской Федерации в рамках полномочий, переданных в соответствии со статьей
26 Водного Кодекса Российской Федерации (ВК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ВК РФ
плата за пользование водным объектом или его частью взимается на основании
договора водопользования. Ставки платы за пользование водными
объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания
такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления (пункт 3 статьи 20 ВК РФ). 3.5. Сбор за пользование объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами Администратором
сбора за пользование объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС
России). Данные сборы исчислялись в порядке, установленном главой 25.1 НК РФ. С 1
января 2009 года вступили в силу положения, внесенные Федеральным законом от
06.12.2007 № 333-ФЗ в главу 25.1 НК РФ, которыми определялась пониженная ставка (10 % от общеустановленных ставок) сбора
для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию и
(или) переработку добытых (выловленных) водных биоресурсов, доставленных на
территорию Российской Федерации (пункт 8 статьи 333.3 и пункт 2.1 статьи 333.5
НК РФ).
Указанные положения уже с 31 января 2009 года Федеральным законом от 30.12.2008
№ 314-ФЗ
признаны утратившими силу (далее – ФЗ № 314-ФЗ). ФЗ № 314-ФЗ определен порядок обложения
ресурсов, выловленных в качестве разрешенного прилова, сбором за пользование
водными биоресурсами. Так, в список указанных объектов добавлены биоресурсы,
подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова (абзац
3 пункта 1 статьи 333.2 НК РФ). Установлено, что сумма сбора за них уплачивается
в виде единовременного взноса не позднее 20 числа месяца, следующего за
последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных
биоресурсов (пункт 2 статьи 333.5 НК РФ). До срока уплаты единовременного
сбора организации и индивидуальные предприниматели должны представить в
налоговые органы по месту своего учета сведения о количестве объектов водных
биоресурсов, выловленных в качестве разрешенного прилова. Данные положения
действуют с 1 июля 2009 года. Внесены
изменения в пункт 7 статьи 333.3 НК РФ, определяющей ставки сбора. Право
применения пониженной ставки сбора за пользование водными биоресурсами (15 % от общеустановленных ставок)
предоставлено российским рыбохозяйственным организациям, в том числе
рыболовецким артелям (колхозам). Также уточняется критерий численности
населения для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных
организаций: численность работников с учетом совместно проживающих с ними
членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором
осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, должна
составлять не менее половины численности населения соответствующего населенного
пункта. При этом в течение месяца после даты официального опубликования ФЗ № 314-ФЗ, то есть с 31.12.2008 по
31.01.2009, применялся прежний критерий (пункт 4 статьи 8 ФЗ № 314-ФЗ): численность работников
составляет не менее 25 % численности населения соответствующего населенного
пункта. 3.6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду В
соответствии с Приложением № 4 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов» администратором платы за негативное воздействие на
окружающую среду является Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору (Ростехнадзор). При
исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии
с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов», нормативы платы за негативное воздействие на окружающую
среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005
году, применяются в 2009 году с коэффициентом соответственно 1,62 и 1,32. Согласно
пункту 1 статьи 51, статьям 57 и 62 БК РФ плата за негативное воздействие на
окружающую среду подлежит зачислению: – в
неналоговый доход федерального бюджета – по нормативу 20 %; – в
неналоговый доход бюджета субъектов Российской Федерации – по нормативу 40 %; – в
неналоговый доход в бюджеты муниципальных районов и городских округов – по
нормативу 40 %. Письмом
Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2009 № 03-06-05-04 разъяснен вопрос о
реализации права налогоплательщика на практике по применению льгот и
корректировок по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно
пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 (далее – Постановление
№ 632) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации совместно с участием территориальных органов Министерства экологии и
природных ресурсов Российской Федерации осуществляют корректировку размеров
платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение
природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей,
а также освобождают от нее отдельные организации. Вместе
с тем, Постановлением № 632 не установлено, в какой части платы за негативное
воздействие на окружающую среду (федеральной, региональной или муниципальной)
могут быть понижены ее размеры. В
настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится
единым платежным документом с последующим распределением по уровням бюджетной
системы Российской Федерации в соответствии с БК РФ. При принятии решения органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении льгот или
освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду происходит
недопоступление средств в федеральный бюджет и бюджеты муниципальных
образований, что является нарушением принципа самостоятельности бюджетов,
предусмотренного статьей 31 БК РФ. Поэтому, гарантированное право плательщиков на
применение льготы или корректировки по плате за негативное воздействие на
окружающую среду не может быть обеспечено в силу вышеуказанных обстоятельств. 3.7. Плата за использование лесов В
соответствии с Приложением № 4 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов» администратором платы за использование лесов в части,
поступающей в федеральный бюджет, является Федеральное агентство лесного
хозяйства (Рослесхоз). Согласно
пункту 1 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов» ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на
землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством
Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30. Кроме
того, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины)
и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка,
находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством
Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,13
(пункт 2 статьи 3 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов»). Постановлением
Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 № 907 внесены изменения в таблицу 14
ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу
площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Так, при использовании
лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых болотами, для
разработки месторождений торфа применяется наименьший размер ставки платы,
установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с
коэффициентом 0,1. Приказом
Рослесхоза от 13.05.2009 № 204 регламентировано администрирование доходов
бюджетной системы в части переданных субъектам Российской Федерации полномочий
в области лесных отношений. Утвержден перечень источников доходов бюджетов
бюджетной системы, закрепленных за органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской
Федерации в области лесных отношений. К таким источникам доходов отнесены, в
частности, плата за использование лесов в части минимального размера арендной
платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений,
плата за перевод лесных земель в нелесные, арендная плата за пользование
участками лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства,
денежные штрафы за нарушение лесного законодательства. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации наделены определенными полномочиями по
администрированию закрепленных за ними источников доходов бюджетов; на них
также возложены полномочия главных администраторов доходов бюджетов по
указанным источникам доходов. Кроме этого, Рослесхоз определил полномочия своих
территориальных органов в части формирования и представления бюджетной
отчетности. В свою
очередь, согласно перечню администраторов доходов федерального бюджета,
утвержденным Приказом Рослесхоза от 20.02.2009 № 50, уполномоченным органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные
полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на территории
Кемеровской области, является Департамент лесного комплекса Кемеровской
области. Приложением
1 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов» предусмотрено, что в федеральный бюджет в размере 100 % зачисляются в том числе: –
плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в
земли иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 года); –
арендная плата за пользование участками лесного фонда в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (по обязательствам,
возникшим до 1 января 2007 года); –
доходы от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по
охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на
их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также
древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного
фонда, согласно статьям 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ). Статьей
5 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
предусмотрено, что средства от реализации не вывезенной лесопользователями с
мест рубок в течение установленного срока или самовольно срубленной
(секвестрованной) древесины, а также от реализации древесины при размещении
заказа на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов без
продажи лесных насаждений для заготовки древесины и древесины, полученной при
использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со
статьями 43-46 ЛК РФ после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей
также подлежат перечислению в федеральный бюджет. Статьями
51 и 57 БК РФ установлено, что плата за использование лесов в части: –
минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору
купли-продажи лесных насаждений зачисляется в доход федерального бюджета по
нормативу 100 %; –
превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по
договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору
купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, зачисляется в доход
бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 100 %. |