Содержание

Введение

Часть I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Часть II. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Часть III. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Часть IV. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРАХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧАСТЬ V. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 1. ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Раздел 6. НАУКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Раздел 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Раздел 8. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Заключение

Сведения об источниках информации




Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности установленных требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), устанавливающие порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля).

Государственный экологический контроль состоит из:

– государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

– государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

– государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

– государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

– государственного земельного контроля;

– государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

– государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;

– государственного лесного контроля и надзора.

Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее – уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ, государственный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.

Уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, федерального государственного экологического контроля.

 

4.1. Федеральный государственный экологический контроль

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 300 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха» (с изменениями от 3.09.2009).

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2009 году 84 % являются нарушителями в области охраны атмосферного воздуха.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха представлены в табл. 4.1.


Таблица 4.1

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха

п/п

Показатели

Ед. измер.

Контроль в области охраны атмосферного воздуха

1

Проведено проверок, всего

шт.

185

 

в том числе:

 

 

 

плановых

шт.

107

 

внеплановых

шт.

78

2

Проверено хозяйствующих субъектов, не имеющих разрешительных документов

шт.

57

3

Выявлено нарушений

шт.

280

4

Устранено нарушений

шт.

106

5

Выдано предписаний

шт.

233

6

Выполнено предписаний

шт.

106

7

Возбуждено административных дел, всего

шт.

166

 

в том числе:

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

5

 

по ст. 20.25 КоАП РФ

шт.

4

8

Рассмотрено административных дел, всего

шт.

158

 

в том числе в отношении:

 

 

 

юридических лиц

шт.

129

 

должностных лиц

шт.

29

9

Привлечено к административной ответственности, всего

шт.

145

 

в том числе:

 

 

 

юридических лиц

шт.

116

10

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

4410

 

в том числе:

 

 

 

на юридических лиц

тыс. руб.

4347

11

Взыскано штрафов

шт./тыс. руб.

131/3422

12

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

14

 

в том числе:

 

 

 

в прокуратуру

шт.

5

 

судебные органы

шт.

7

 

другие

шт.

2

 

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

В 2009 году было проведено 144 проверки, из них 105 – плановых, 39 – внеплановых. На территории Кемеровской области 228 действующих разрешительных документов в области обращения с отходами, из них 181 –проверен. Было проверено 139 хозяйствующих субъектов из 256 учтенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в том числе не имеющих разрешительных документов – 51. В результате проверок было выявлено 171 нарушение законодательства в области обращения с отходами, 46 – устранено. Соотношение количества выявленных нарушений к устраненным нарушениям составляет 27 %.

Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов на территории Кемеровской области в 2009 году 90,5 % являются нарушителями в области обращения с отходами.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области обращения с отходами представлены в табл. 4.2.


Таблица 4.2

Сведения о результатах проведения федерального государственного экологического контроля в области обращения с отходами

п/п

Показатели

Ед. измер.

Контроль в области обращения с отходами

1

Проведено проверок, всего

шт.

144

 

в том числе:

 

 

 

плановых

шт.

105

 

внеплановых

шт.

39

2

Проверено хозяйствующих субъектов, не имеющих разрешительных документов

шт.

51

3

Выявлено нарушений

шт.

171

4

Устранено нарушений

шт.

46

5

Выдано предписаний

шт.

107

6

Выполнено предписаний

шт.

43

7

Возбуждено административных дел, всего

шт.

67

 

в том числе:

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

2

 

по ст. 20.25 КоАП РФ

шт.

3

8

Рассмотрено административных дел, всего

шт.

57

 

в том числе в отношении:

 

 

 

юридических лиц

шт.

47

 

должностных лиц

шт.

10

9

Привлечено к административной ответственности, всего

шт.

50

 

в том числе:

 

 

 

юридических лиц

шт.

40

10

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

2170

 

в том числе:

 

 

 

на юридических лиц

тыс. руб.

2095

11

Взыскано штрафов

шт./тыс. руб.

30/1513

12

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

8

 

в том числе:

 

 

 

в прокуратуру

шт.

4

 

судебные органы

шт.

2

 

другие

шт.

2

 

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

В соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации от 3.06.2006 № 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

– требований к использованию и охране водных объектов;

– особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

– иных требований водного законодательства.

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) в отношении объектов, перечень которых утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 № 288 «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».

Приказом Минприроды России от 26.08.2008 № 192 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Общие сведения о результатах проведения федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов представлены в табл. 4.3.


Таблица 4.3

Сведения о результатах проведения федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов

п/п

Показатели

Ед. измер.

2008 год

2009 год

1

Проведено проверок, всего

шт.

105

85

 

в том числе:

 

 

 

 

плановых

шт.

61

37

 

внеплановых

шт.

44

48

2

Проверено хозяйствующих субъектов, не имеющих разрешительных документов

шт.

17

17

3

Выявлено нарушений

шт.

158

59

4

Устранено нарушений

шт.

71

42

5

Выдано предписаний

шт.

70

40

6

Выполнено предписаний

шт.

25

46

7

Возбуждено административных дел, всего

шт.

51

28

 

в том числе:

 

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

2

4

 

по ст. 20.25 КоАП РФ

шт.

0

0

8

Рассмотрено административных дел, всего

шт.

49

33

 

в том числе в отношении:

 

 

 

 

юридических лиц

шт.

38

29

 

должностных лиц

шт.

8

3

 

физических лиц

шт.

3

1

9

Привлечено к административной ответственности, всего

шт.

38

28

 

в том числе:

 

 

 

 

юридических лиц

шт.

28

24

 

должностных лиц

шт.

7

3

 

физических лиц

шт.

3

1

10

Наложено штрафов, всего

тыс. руб.

769,5

536

 

в том числе:

 

 

 

 

на юридических лиц

тыс. руб.

749

530

 

на должностных лиц

тыс. руб.

17,5

5

 

на физических лиц

тыс. руб.

3

1

11

Взыскано штрафов

шт./тыс. руб.

46/709

28/486

12

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

12

23

 

в том числе:

 

 

 

 

в прокуратуру

шт.

1

2

 

судебные органы

шт.

0

5

 

другие

шт.

11

16

 

Государственный лесной контроль и надзор.

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» (с изменениями от 26.02.2009) установлен порядок осуществления государственного лесного контроля.

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отделом государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора в лесах и охотничьего надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области (Россельхознадзора) в 2009 году было проведено: 134 плановых проверки, 9 внеплановых проверок в целях проверки соблюдения лесного законодательства в части пожарной безопасности в лесах, 3 плановые проверки исполнения переданных полномочий в сфере лесных отношений департаментом лесного комплекса Кемеровской области.

По результатам проверок было составлено 146 актов, в отношении нарушителей было возбуждено 98 дел об административном правонарушении. Сумма наложенных административных штрафов за 2009 год составила 246,5 тыс. руб. С целью устранения выявленных нарушений было выдано 83 предписания.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в рамках государственного контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2009 году было проведено 3 внеплановые проверки по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах и подготовки к пожароопасному сезону особо охраняемой природной территории федерального значения.

В результате проверок нарушений не было выявлено.

Государственный земельный контроль.

Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «Об утверждении положения о государственном земельном контроле» (с изменениями от 22.06.2007).

Государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области осуществляется государственный земельный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

При этом осуществляется контроль за соблюдением:

– выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

– выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

– выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

– режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

– выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

За 2009 год было проведено 103 проверки (62 проверки в 2008 году), из них: 60 – плановые, 43 – внеплановые.

Было проверено 230 разрешительных документов из 1272 действующих разрешительных документов на территории Кемеровской области.

В результате проверок было выявлено 31 нарушение (22 нарушения в 2008 году).

Сумма наложенных административных штрафов за 2009 год составила 483,5 тыс. руб. (230 тыс. руб. в 2008 году), в том числе 480 тыс. руб. – на юридических лиц, 3,5 тыс. руб. – на должностных. Взыскано 13 штрафов на сумму 484 тыс. руб.

В 2009 году было выдано 25 предписаний (44 предписания в 2008 году).

В течение 2009 года было устранено 21 нарушение, выполнено 19 предписаний.

Материалы 22 дел для принятия мер направлены по подведомственности, в том числе 4 – в прокуратуру, 3 – в судебные органы, 15 – в другие органы.

В течение 2009 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Кемеровской области было проведено 34 выезда для участия в комиссиях по приемке рекультивированных земель. Проведена приемка земель общей площадью 732,78 га.

Государственный земельный контроль в сфере компетенции Россельхознадзора осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.

При этом осуществляется контроль за соблюдением:

– выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

– выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

– выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Управлением Россельхознадзора по Кемеровской области в рамках государственного земельного контроля в 2009 году проведено 414 проверок (294 проверки в 2008 году), в том числе 289 – плановых, 125 – внеплановых по соблюдению требований земельного законодательства, в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения на площади 610 тыс. га, из них 596,2 тыс. га на землях сельскохозяйственного назначения и 13,8 тыс. га на землях сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов. Проконтролирована деятельность 312 юридических лиц, 72 индивидуальных предпринимателей и 30 физических лиц, в том числе 252 субъекта малого и среднего предпринимательства, 116 бюджетных учреждений.

В результате проверок было выявлено 108 нарушений земельного законодательства на площади 3,524 тыс. га.

По выявленным нарушениям было возбуждено 132 административных дела (36 – в 2008 году). Сумма наложенных административных штрафов за 2009 год составила 636,7 тыс. руб. (349 тыс. руб. в 2008 году). Взыскано штрафов на сумму 461,8 тыс. руб.

Выдано 93 предписания (27 – в 2008 году), исполнено 42 предписания об устранении нарушений земельного законодательства (5 – в 2008 году).

Контроль и надзор в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На территории Кемеровской области функционируют две особо охраняемые территории федерального значения: Шорский национальный парк, Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».

Государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.

В 2009 году было проведено 5 мероприятий по государственному контролю в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Кемеровской области, 2 из которых – плановые и 3 – внеплановые по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах и подготовки к пожароопасному сезону особо охраняемой природной территории федерального значения.

В результате проверок нарушений не было выявлено.

Контроль и надзор в области охраны и использования объектов животного и растительного мира.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.11.2008 № 843 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания», согласно которому задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми российскими и иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводстве и использовании объектов животного мира и среды их обитания.

Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществляется Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В 2009 году была проведена 1 проверка (4 – в 2008 году) совместно с департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области, материалы проверки направлены в прокуратуру для правовой оценки.

В 2009 году был предъявлен 1 ущерб к взысканию в добровольном порядке, нанесенный животному миру в результате аварии на газопроводе ООО «Томсктрансгаз», на сумму 155,165 тыс. руб. Ущерб взыскан в полном размере.

Контроль и надзор в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания осуществляется Управлением Россельхознадзора по Кемеровской области.

Отделом государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора в лесах и охотничьего надзора Управления Россельхознадзора по Кемеровской области в 2009 году были проведены три плановых проверки исполнения переданных полномочий в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области. В результате проверок нарушений не было выявлено.

Государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» установлен порядок проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Кемеровской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) на основании Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3.12.2007 № 319.

В 2009 году в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования были направлены предложения по досрочному прекращению прав пользования недрами по шести лицензиям, выданным ЗАО «Разрез Купринский», ООО «Золото Кузбасса», ООО «Кузбасское золото», ООО «Максим».

По фактам самовольного пользования недрами с целью добычи каменного угля в 2009 году проведено 7 внеплановых проверок, общераспространенных полезных ископаемых – 9 проверок. Согласно составленных актов, объем самовольной добычи каменного угля составил 79 тыс. тонн, щебня известняка – 8,5 тыс. тонн. Лица, занимающиеся самовольной добычей, привлечены к административной ответственности. Материалы проверок переданы в правоохранительные органы для дальнейшего расследования.

Общие сведения о результатах проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр представлены в табл. 4.4.


Таблица 4.4

Сведения о результатах проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

п/п

Показатели

Ед. измер.

Результаты контроля

В % к 2008 году

2008 год

2009 год

1

Проведено проверок,

шт.

138

168

122

 

в том числе:

 

 

 

 

 

плановых

шт.

105

120

114

 

внеплановых

шт.

33

48

145

2

Выявлено нарушений

шт.

422

285

67

3

Устранено нарушений

шт.

171

207

121

4

Выдано предписаний

шт.

193

188

97

5

Выполнено предписаний

шт.

147

153

104

6

Возбуждено административных дел, всего

шт.

124

106

85

 

в том числе:

 

 

 

 

 

по ст. 19.5 КоАП РФ

шт.

2

4

200,0

7

Рассмотрено административных дел, всего

шт.

124

98

79

 

в том числе в отношении:

 

 

 

 

 

юридических лиц

лиц

63

59

93

 

должностных лиц

лиц

58

36

62

 

физических лиц

лиц

3

3

100

8

Привлечено к административной ответственности,

лиц

124

98

79

 

в том числе:

 

 

 

 

 

юридических лиц

лиц

63

59

93

9

Начислено штрафов

тыс. руб.

1968,5

1929

98

10

Взыскано штрафов

тыс. руб.

1633,5

1799

110

11

Направлено дел для принятия мер, всего

шт.

84

43

51

 

в том числе:

 

 

 

 

 

в прокуратуру

шт.

16

11

68

 

4.2. Федеральный государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Верхнеобского бассейнового округа на территориях шести субъектов Российской Федерации, в том числе на водных объектах рыбохозяйственного значения Кемеровской области.

Кемеровским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания в 2009 году было проведено 66 проверок юридических лиц, в том числе 47 предприятий промышленности, 3 предприятия сельского хозяйства, 16 прочих.

В ходе проведенных проверок было выявлено 51 нарушение (34 нарушения в 2008 году), в том числе 37 – на предприятиях промышленности, 4 – предприятиях сельского хозяйства, 10 – прочих. Было выявлено 9 нарушений, допущенных гражданами.

Привлечено к административной ответственности 18 юридических лиц (14 – в 2008 году), 42 должностных лица (30 – в 2008 году), 9 граждан (2 – в 2008 году).

Сумма начисленных административных штрафов за 2009 год составила 159,3 тыс. руб. против 90,5 тыс. руб. в 2008 году. Взыскано штрафов 164,2 тыс. руб. против 63 тыс. руб. в 2008 году.

Кемеровским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания в 2009 году было проведено 1454 контрольно-надзорных рейдов по водным объектам, в том числе 974 – с представителями общественности, 480 – с представителями органов МВД России.

По результатам контрольно-надзорных рейдов по водным объектам было возбуждено 1473 административных дела. У нарушителей правил рыболовства было изъято:

– запрещенных к применению орудий лова – 854, в том числе колющих – 12, сетных – 818, прочих – 24;

– катеров и моторных лодок – 2, надувных лодок – 336, других транспортных средств – 2;

– незаконно добытых водных биоресурсов – 265,65 кг, в том числе рыбы – 265,65 кг.

В ходе проведенных контрольно-надзорных рейдов по водным объектам было уничтожено 143,25 кг изъятых биоресурсов, выпущено в водные объекты в живом виде 122,4 кг рыбы.

 

4.3. Региональный государственный экологический контроль

В соответствии со статьями 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)», Закона Кемеровской области от 18.01.2007 № 5-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере охраны окружающей среды», в целях совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования, реализации Кемеровской областью своих полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 24.07.2009 № 325 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного экологического контроля».

В соответствии с вышеуказанным постановлением, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляют:

1. Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, по следующим видам:

– государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;

– государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

– государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;

– государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

2. Департамент лесного комплекса Кемеровской области:

– государственный лесной контроль и надзор.

3. Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области:

– государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

– государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

До вступления в силу вышеуказанного постановления региональный государственный экологический контроль осуществлялся на основании:

– постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.01.2007 № 9 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»;

– постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.05.2007 № 133 «Об осуществлении в Кемеровской области государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр»;

– постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.04.2007 № 79 «Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Кемеровской области»;

– постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 217 «Об установлении перечня должностных лиц департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

В 2009 году государственный экологический контроль осуществлялся в соответствии с Административным регламентом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области по исполнению государственной функции «Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.01.2009 № 8 и Административным регламентом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору», утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2009 № 14.

В рамках государственного экологического контроля Кемеровской области государственными инспекторами Кемеровской области по охране природы в 2009 году было проведено 537 проверок (747 проверок в 2008 году), них 15 % – плановых, 68 % – внеплановых, 3 % – внеплановых (совместно с Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области), 6 % – по требованию прокуратуры, 8 % – по обращениям граждан. В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства с мая по декабрь 2009 года проведено 187 проверок, из них 158 – внеплановых.

Сведения по проведению проверок представлены на рис. 4.1.

 

Рис.4.1. Основные виды проверок

 

При проведении проверок было выявлено 510 административных правонарушений (891 правонарушение в 2008 году), за совершение которых наложен административный штраф, в том числе:

– несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления – 26;

– нарушение правил охраны атмосферного воздуха – 87;

– нарушение правил водопользования – 57;

– самовольное пользование водными объектами – 39;

– нарушение экологических требований – 69;

– невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – 26;

– иные административные правонарушения – 27;

– невыполнение предписания, непредставление сведений – 179.

Сведения по основным правонарушениям, выявленным при проведении проверок, представлены на рис. 4.2.



Рис.4.2. Основные правонарушения, выявленные при проверках

 

Меры, принятые по выявленным нарушениям при проведении государственного экологического контроля: направление информации о нарушителях в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования – 22; выдача предписаний – 308 (499 – в 2008 году), в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства – 87, из них по внеплановым проверкам – 62; вынесение 151 постановлений о назначении административного наказания (340 – в 2008 году), в том числе в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства – 83, из них по внеплановым проверкам – 58; сумма назначенных административных штрафов – 5885 тыс. руб.

В 2009 году взыскано ущерба в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, на сумму 9706 тыс. руб.

Сведения о привлечении к административной ответственности представлены в табл. 4.5


Таблица 4.5

Сведения о привлечении к административной ответственности

п/п

Назначение и исполнение административных наказаний

Количество

Сумма административных штрафов, тыс. руб.

2008

2009

2008

2009

1

Вынесено постановлений о назначении административных наказаний, всего

340

151

12036,00

5885,00

 

в том числе:

 

 

 

 

 

на юридических лиц

257

117

11655,00

5644,00

 

на должностных лиц

 

31

 

238,00

 

на физических лиц

83

3

381,00

3,00

2

Перечислено административных штрафов

 

 

10486,00

5172,00

 

Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет государственный контроль за соблюдением федерального и областного законодательства, нормативных правовых актов, действующих в сфере охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В 2009 году в рамках государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания было выявлено 725 нарушений правил охоты (704 – в 2008 году), к административной ответственности привлечено 714 нарушителей (682 – в 2008 году), наложено штрафов на сумму 826 тыс. руб. (777 тыс. руб. в 2008 году), взыскано штрафов на сумму 771 тыс. руб.

Должностными лицами департамента была выявлена незаконная добыча 56 голов охотничьих животных (90 – в 2008 году), предъявлено 42 иска за незаконную добычу охотничьих животных к взысканию ущерба на сумму 60 тыс. руб.

За 2009 год департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области наложено штрафов на сумму 978,8 тыс. руб., взыскано – 918,6 тыс. руб.

Материалы 10 административных дел по незаконной добыче охотничьих животных переданы в правоохранительные органы для правовой оценки.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением лесничеств и лесопарков, подлежащих федеральному государственному лесному контролю и надзору.

В соответствии с законом Кемеровской области от 13.06.2007 № 75-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений» полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на землях лесного фонда в Кемеровской области, возложены на департамент лесного комплекса Кемеровской области.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.07.2009 № 325 установлен перечень должностных лиц департамента лесного комплекса Кемеровской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на землях лесного фонда в Кемеровской области.

Государственный лесной контроль и надзор осуществлялся согласно утверждённому плану проверок на 2009 год, а также при проверках соблюдения условий договоров купли-продажи лесных насаждений, при выполнении патрульных рейдов, утверждённых приказом департамента, и при проведении внеплановых проверок (по сообщениям граждан, юридических лиц и требованиям прокуратуры).

Общие сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на землях лесного фонда в Кемеровской области Кемеровской области, представлены в табл. 4.6.


Таблица 4.6

Сведения о результатах проведения государственного лесного контроля и надзора

п/п

Показатели

2008 год

2009 год

1

Проведено контрольных мероприятий

796

2796

2

Выявлено нарушений лесного законодательства, всего

326

578

 

в том числе,

 

 

 

случаев незаконной рубки леса

225

228

 

общий объем незаконно заготовленной древесины, м3

8947

7753

3

Причиненный ущерб лесу, тыс. руб.

50100

56030

4

Составлено протоколов об административных правонарушениях

303

425

5

Привлечено к административной ответственности, в том числе:

303 

425 

 

юридических лиц

27

34

 

должностных лиц

131

127

 

физических лиц

145

264

6

Наложено штрафов, тыс. руб.

987,6

1069,9

7

Взыскано штрафов, тыс. руб.

812,1

1069,9

8

Направлено дел в органы МВД

125

160

9

Возбуждено уголовных дел

90

132

10

Взыскано в бюджет, тыс. руб.

19286,0

1026,3

 

В связи с увеличением контрольных мероприятий по выявлению нарушений лесного законодательства, снизился объем незаконных рубок с 40 куб. м в 2008 году до 34 куб. м в 2009 году.

С целью профилактики незаконных порубок в 2009 году еженедельно проводились вертолётные рейды по территории области в рамках Соглашения с ГУВД по Кемеровской области «О противодействии незаконным рубкам».

Департаментом лесного комплекса Кемеровской области проводилась разъяснительная работа в средствах массовой информации об ответственности за нарушения лесного законодательства. С этой целью было подготовлено 489 сообщений, в том числе 57 выступлений по телевидению, 46 – по радио, опубликовано 82 статьи в печати, 221 сообщение в выпусках новостей центральных российских информационных агентств и 83 пресс-релиза на официальном сайте Администрации Кемеровской области.